Цепь, ремень или кардан? — Мотобратва

Bmw motorrad — официальный сайт мотоциклов bmw в россии

<p><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»>Всего</span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»> </span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»>шесть</span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»> </span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»>месяцев</span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»> </span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»>назад</span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»> </span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»>компания</span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);» lang=»DE»> BMW Motorrad </span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»>произвела</span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»> </span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»>фурор</span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»> </span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»>на</span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»> </span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»>выставке</span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);» lang=»DE»> Concorso d’Eleganza Villa d’Este, </span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»>представив</span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»> </span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»>миру</span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»> <span lang=»DE»>Concept R 18. </span></span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»>На шоу </span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);» lang=»EN»>EICMA</span><span style=»font-size: 11.0pt;font-family: Arial , sans-serif;color: rgb(53,53,53);»> в Милане мы показываем вторую версию концептуального круизера с впечатляющим двухцилиндровым оппозитным двигателем объемом 1800 куб. см. </span></p>

Узнайте больше

Bmw r18 | major moto

Настоящим даю согласие на обработку моих вышеуказанных персональных данных
Операторам: ООО «МЭЙДЖОР ХОЛДИНГ» (143420, Московская область, Красногвардейский
район, п/о Архангельское, 25 км а/м «Балтия», складской комплекс «Кулон
Балтия»)

с целями: учета предоставленной информации в базах данных; проведения
статистических исследований, а также исследований, направленных на улучшение
качества продукции и услуг; проведения маркетинговых программ, в том числе для
продвижения товаров, работ, услуг на рынке; информирования меня о новых товарах
и услугах Оператора и партнеров Операторов (например, посредством отправки
журналов, отправки приглашений на презентации продуктов, сообщений о технических
нововведениях, предстоящих работах по сервисному обслуживанию, условиях покупки
нового автомобиля и т.д.) с помощью различных средств связи, а именно
посредством:

интернет; сообщений на адрес электронной почты; коротких текстовых сообщений
(SMS) и мультимедийных сообщений (MMS) на номер телефона; а также посредством
использования информационно-коммуникационных сервисов, таких как Viber, WhatsApp
и тому подобных; телефонных звонков.

Я разрешаю совершать со своими персональными данными следующие действия: сбор,
систематизацию, накопление, хранение (в электронном виде и на бумажном
носителе), уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в
том числе передачу) моих персональных данных третьим лицам, с которыми у
Операторов имеются действующие договоры, в рамках которых Операторы поручают
обработку персональных данных в вышеуказанных целях, включая трансграничную
передачу персональных данных, обезличивание, блокирование, уничтожение, с
использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

Долговечность

Долгий срок службы кардана складывается из прочности и общности системы. Цепь или ремень из-за своей подвижности слабее, нежели мощный карданный вал. И вот еще что, карданный узел достаточно защищен от попадания влаги, даже форсирование в брод с ним реально, разве что при всасывании влаги в редуктор нужно успеть заменить масло в ближайшее после водных процедур время.

Ходят легенды, что кардан умирает резко и молча, но он поступает так только у очень не внимательных мотоциклистов. Износ кардана всегда можно предсказать по посторонним звукам, по металлическим крошкам/стружкам при замене масла, по хрусту и состоянию муфты. Достаточно обращать внимание на поведение узлов мотоцикла, чтобы заметить износ детали.

Жесткость конструкции

Одно из основных отличий кардана от других типов передачи мощности заключается в жесткости конструкции. Ремень и цепь слишком подвижны на фоне статичной фиксации кардана. Кроме того, не стоит бояться, что кардан подобно цепи вдруг порвется и вылетит в сзади едущего пилота или намотается на колесо, ударит по ногам.

Из-за устойчивой конструкции карданный вал куда более прочен и меньше изнашивается. Кроме того, малое количество составных частей не требует такого количества внимания и трудов по обслуживанию, как цепь. Отсюда рождаются два следующих несомненных плюса.

Минусы карданного узла

Кто-то первой строкой указывает его дорогостоящий ремонт, да, кардан сам по себе довольно недешевый узел мотоцикла. Поэтому к моменту его полного износа или поломки цена ремонта будет бешеной.

Массивность карданного вала — об этом мы уже говорили.

Кроме общей массы системы, сложностью является то, что карданный вал может быть установлен не на любой двигатель. Горизонтальное строение силового аппарата, особенно оппозитных двигателей (отсюда такой успех в этой области у компании BMW), способствует установке кардана.

Потеря мощности. Спорный по некоторым параметрам пункт. Хотя многие утверждают, что кардан из-за своего строения и веса сильно уступает в передаче мощности той же цепи или ремню. Я думаю, что если оценивать модели мотоциклов в целом, а не только по одному узлу, то этот пункт можно пересмотреть.

Вывод: спорить нет смысла, потому что вид передачи мощности хорош для каждого определенного мотоцикла в рамках разработанной инженерами модели. Но кардан всегда будет выгодным для тяжелых мотоциклов, так как огромный вес слишком быстро изнашивает цепь.

Моя первая встреча с новым круизером bmw r18 произошла год назад на выставке eicma 2021, когда он был еще только прототипом. тогда он запомнился классическими формами и мощным оппозитным двигателем, да и посетителей выставки не оставил равнодушными.

От рождения первого мотоцикла BMW с оппозитным двигателем до нашего времени прошло 97 лет. Знал ли тогда главный инженер BMW Макс Фриц, что вскоре создаст уникальный мотоцикл R32 с оппозитным, развернутым поперек двигателем, с коробкой передач в отдельном блоке, с карданным валом, передающим крутящий момент на заднее колесо? И что именно такая концепция будет востребована до наших дней!

Приятно наблюдать, как немецкие конструкторы и дизайнеры, уважая историю бренда, стараются сохранить все лучшее, что Макс заложил в далеком 1923 году: основы конструкции главных узлов и агрегатов и классические формы. Как аккуратно внедряют современные технологии, чтобы не случилось диссонанса, чтобы все выглядело гармонично и просто.

У вдохновленных легендарной моделью R5 конструкторов BMW Motorrad в 2020 году получился по-настоящему классический круизер — R18 олицетворяет эволюцию баварской марки с хорошо просматриваемой родословной. Жаль только, что потомков первых моделей так мало… (Один из самых противоречивых — R1200C — выпускался с 1996 по 2004 год, но почему-то не встретил понимания на рынке, и немцы перестали развивать это направление.)

Проехал на редком BMW R18 с оппозитным мотором: рассказываю, что в нем изменилось за 97 лет
Двухплечая лапка переключения скоростей и переключение электрического заднего хода.

Внешний вид BMW R18 действительно мало отличается от концепта. Поначалу посадка кажется не очень удобной, хочется по привычке немного вытянуть вперед ноги, но из-за огромного оппозитного двигателя объемом 1800 «кубов» под цилиндрами нет места и подножки расположены практически посередине мотоцикла.

Проехал на редком BMW R18 с оппозитным мотором: рассказываю, что в нем изменилось за 97 лет
Разница между концептом и серийной моделью невелика.

Предпросмотр(откроется в новой вкладке)

Быстро привыкаешь к расположению переключения скоростей: оно тут с двухплечевой лапкой и сухим однодисковым сцеплением, использован дополнительный механизм самоусиления и проскальзывания, что облегчает переключения. Ножной тормоз тоже находится близко к подножке, и требуется какое-то время, чтобы приноровиться к этому.

Проехал на редком BMW R18 с оппозитным мотором: рассказываю, что в нем изменилось за 97 лет
Вся оптика — на светодиодах.

Остальные органы управления на привычных, удобных местах, а в аналоговый спидометр интегрирован небольшой ЖК экран с маршрутным компьютером, показывающим всю необходимую информацию: общий и суточный пробег, выбранную передачу, число оборотов двигателя, режим езды — Rain, Roll или Rock: они входят в базовую комплектацию с автоматическим контролем устойчивости ASC, который при желании можно отключить и пожечь резину. Также в список стандартного оснащения входит система торможения моментом двигателя MSR.

При запуске двигателя, что возможно только при выжатом сцеплении, даже на нейтральной передаче двигатель, как маятник, делает небольшой рывок из стороны в сторону, но тут же, как послушный зверь, тихо урча, замирает в ожидании следующей команды своего хозяина.

Проехал на редком BMW R18 с оппозитным мотором: рассказываю, что в нем изменилось за 97 лет
Аналоговый спидометр со всей необходимой информацией. 

Во время движения агрегат не просит пощады, жалобно булькая или злобно визжа, но беспрекословно реагирует на положение ручки газа и легко, играючи ускоряется с любой передачи. Максимальный крутящий момент 158 Нм достигается при 3000 об/мин, а 150 Нм доступны уже с 2000 об/мин, что позволяет быстро перейти на 6‑ю передачу и просто наслаждаться поездкой.

Проехал на редком BMW R18 с оппозитным мотором: рассказываю, что в нем изменилось за 97 лет
Круизеру неплохо было бы добавить круиз-контроль.

Подвеска настроена идеально! Диаметр передней вилки, стилизованной аутентичными кожухами, — 49 мм, как на стареньком BMW R5. Ход подвески — 120 мм. Задний моноамортизатор диаметром 90 мм спрятан под сиденьем. Инженеры постарались на славу: подвеска хорошо отрабатывает все неровности, удары практически не чувствуются ни в руках, ни на пятой точке, и при немалом весе в 365 кг управляется мотоцикл очень легко.

Обусловлено это низким центром тяжести оппозитного мотора. Когда закладываешь R18 на серпантинах, первая мысль, которая приходит в голову, что сейчас начнешь чиркать об асфальт не «солдатиками» (складные штырьки под подножками), а именно внушительными «горшками» 1800‑кубового мотора.

На скорости больше 120 км/ч от набегающего ветра хочется спрятаться за ветровым стеклом, которое, кстати, покупается дополнительно, как и боковые сумки объемом по 15,5 л — совсем не лишний аксессуар в дальних путешествиях.

На мой взгляд, BMW R18 получился очень удачным технически, визуально, концептуально и идеологически — здоровая конкуренция с известным американским производителем пойдет всему рынку тяжелых круизеров только на пользу!

Технические характеристики bmw r18

Габариты (длина/высота)2333х850х1411×790–840 мм
База1731 мм
Объем топливного бака20 л
Двигатель1802 см3, 4‑тактный, 2‑цилиндровый оппозитный, с воздушно-масляным охлаждением, 91 л. с., 158 Нм
Трансмиссиямеханическая 6‑ступенчатая, привод — кардан
Подвеска (передняя/задняя)телескопическая вилка / стальной двухсторонний
маятник с центральной амортизационной стойкой
Тормоз (передний/задний)2 диска 300 мм с 4‑поршневыми неподвижными суппортами / 1 диск 300 мм с 4‑поршневым неподвижным суппортом
Снаряженная масса365 кг
ТехнологииBMW Motorrad Integral ABS, 3 режима работы двигателя, система
торможения двигателем, противоугонная система, бесключевой доступ,
электрический задний ход, обогрев рукояток руля

Простота использования

В минусы цепям всегда записывают необходимость обслуживания, смазки, подтягивания/регулировки, замены на новую… У кардана принцип куда более простой, как говорится, если и ломается, то один раз и очень дорого. Так происходит из-за того, что кардан вовсе не одиночная деталь, а целостная система. Своевременная замена масла продлит жизнь кардану.

Технические характеристики bmw r18

Габариты (длина/высота)2333х850х1411×790–840 мм
База1731 мм
Объем топливного бака20 л
Двигатель1802 см3, 4‑тактный, 2‑цилиндровый оппозитный, с воздушно-масляным охлаждением, 91 л. с., 158 Нм
Трансмиссиямеханическая 6‑ступенчатая, привод — кардан
Подвеска (передняя/задняя)телескопическая вилка / стальной двухсторонний
маятник с центральной амортизационной стойкой
Тормоз (передний/задний)2 диска 300 мм с 4‑поршневыми неподвижными суппортами / 1 диск 300 мм с 4‑поршневым неподвижным суппортом
Снаряженная масса365 кг
ТехнологииBMW Motorrad Integral ABS, 3 режима работы двигателя, система
торможения двигателем, противоугонная система, бесключевой доступ,
электрический задний ход, обогрев рукояток руля

Цепь, ремень или кардан? — мотобратва

Трансмиссия. Часть 3. Главная передача

Текст: Артем ‘S1LvER’ Терехов

Трансмиссия: Главная передача

В прошлых статьях мы разобрались с устройством коробки передач и сцепления. Однако есть еще один узел, без которого работа трансмиссии просто лишена смысла. В сегодняшней статье речь пойдет о главной передаче. Мы разберемся с устройством самого механизма, а также прикинем, когда лучше всего использовать тот или иной вариант конструкции.

Главная передача нужна для передачи мощности от ведомого вала коробки передач к заднему колесу. Это последнее звено в цепи передачи мощности от двигателя к колесу. Она также является последней в цепи понижения частоты вращения и усиления крутящего момента.
На мотоциклах главная передача представляет собой отдельный узел трансмиссии, на скутерах же главной передачи не существует. Там она обычно представляет собой пару шестерен, которые рассматриваются как продолжение коробки передач, а не как главная передача в ее традиционном понимании. Поэтому дальше по течению статьи мы будем говорить о мотоциклетных системах.
В современных мотоциклах используется три типа главной передачи: цепная, ременная и карданная. Наиболее распространенной является цепная передача, ее используют на машинах самого разного назначения, от малокубатурных байков вроде Yamaha YBR125 до высокопроизводительных спортбайков. Кардан устанавливают на байки, главные требования к которым – надежность и долговечность главной передачи, плюс большие сервисные интервалы. Относительно двух других типов главной передачи, ремень применяется меньше всего. Им оснащены все байки от Harley-Davidson и многие аппараты ныне покойной Buell, а также некоторые круизеры японских производителей. Теперь давайте поговорим о каждом виде подробнее.

Забавная, но от того не менее показательная моделька цепной главной передачи Moto Guzzi V8
Забавная, но от того не менее показательная моделька цепной главной передачи Moto Guzzi V8

Цепь

Цепной привод – наиболее удачная схема для применения на мотоцикле. Цепная передача компактна и легко располагается в большинстве современных конструкций. Хорошо отрегулированная и должным образом смазанная цепь – самый эффективный способ передачи энергии, потери при передаче мощности на колесо составляют около 5%. Она обладает низкой неподрессоренной массой (что это такое, мы поговорим в статье о подвесках байка) и достаточно дешева в производстве. Несомненный плюс – легкость изменения передаточного отношения главной передачи путем замены ведущей и ведомой звездочек.

Дополнительный элемент на мотоциклах с цепным приводом и длинноходной подвеской — успокоитель цепи, который препятствует соскакиванию цепи со здездочки (Kawasaki KLX250 2009)
Дополнительный элемент на мотоциклах с цепным приводом и длинноходной подвеской - успокоитель цепи, который препятствует соскакиванию цепи со здездочки (Kawasaki KLX250 2009)

Конечно, у цепи есть и недостатки. Цепь нужно часто обслуживать, а если этого не делать вовремя, эффективность ее работы заметно снизится. А когда байк эксплуатируется в непростых условиях вроде повышенной влажности или песчаной местности, интервалы обслуживания цепи резко сокращаются. Если совсем пренебрегать смазкойчисткойрегулировкой цепи, она потрещит для предупреждения тысячу-другую километров, а потом феерично лопнет. Может, даже картер двигателя получит на память трещину или вмятину, а незадачливый хозяин навсегда запомнит, что за состоянием цепи нужно следить. Срок службы цепи можно продлить за счет установки закрытого кожуха или системы автоматической смазки. Однако эти меры не спасут цепь от растягивания и провисания. И чем мощнее двигатель, тем короче жизнь цепи.

Пожалуйста, не забывайте обслуживать цепь!

Развитие цепей с герметизированными шарнирами (O-ring, кольцевое уплотнение или X-ring, x-образное уплотнение) решило часть проблем, свойственных стандартным роликовым цепям, за счет предотвращения попадания грязи во вращающиеся втулки и удержания смазки внутри них.

Главная передача

Все цепи работают в паре со звездочками, стоимость которых невелика, но которые изнашиваются так же сильно, как и цепи. Постоянное воздействие вращающихся роликов цепи быстро «сжевывает» зубья звездочек, и, в конечном счете, требуется их замена в сборе с цепью. Ведущая звездочка закреплена на свободном конце вторичного (ведомого) вала коробки передач. Ведомая (задняя) звездочка обычно устанавливается на маятник, в котором закрепляется колесо, или непосредственно на ступицу (в случае с консольным маятником). Теперь подробнее о том, как устроена цепь.

•    Стандартная роликовая цепь состоит из внутренних и наружных звеньев. Внутреннее звено состоит из двух боковых пластин, двух полых втулок, запрессованных в отверстиях боковых пластин, и двух роликов, расположенных на втулках. Наружные звенья состоят из двух боковых пластин и двух пальцев, запрессованных в отверстия боковых пластин. Из отдельных звеньев цепь составляется путем введения пальцев втулочных звеньев в полые втулки резиновых звеньев. Ролики могут свободно вращаться на втулках, а втулки – на пальцах. Цепь стандартного роликового типа – наиболее дешевая, отлично подходит для установки на малокубатурные мотоциклы и недорогие среднекубатурники.

Устройство стандартной роликовой цепи
Устройство стандартной роликовой цепи
1 — роликовое звено, 2 – втулка, 3 – ролик, 4 – втулочное звено, 5 – палец, 6 – боковая пластина

•    Цепь типа O-ring. Конструкция в основном аналогична рассмотренной выше, за исключением наличия кольцевых уплотнений (те самые O-ring) между боковыми пластинами роликового и втулочного звеньев. Эти уплотнения служат для герметизации смазки, которой ролики и втулки смазываются при сборке, а также для предотвращения попадания грязи и влаги внутрь.

Kawasaki KLR650 2008, цепь типа O-ring

•    Цепь типа X-ring.  Работают аналогичным образом, что и O-ring, только кольцевое уплотнение в поперечном разрезе имеет X-образную форму. Это улучшает герметизацию и понижает потери при трении кольца о боковые пластинки.

Стоимость  (а также вес) цепей двух последних типов выше, что компенсируется увеличенным сроком службы. Однако в конечном итоге прочность цепи определяется материалом, из которого она изготовлена, а также тем, как пальцы закреплены в боковых пластинах. В гоночных байках срок службы – дело двадцатое, поэтому цепи для таких машин делают тонкими и легкими, часто используются прорези в боковых пластинах и полые пальцы. Ни о какой герметизации речи не идет, равно как и о долгой службе цепи. В общем, в борьбе с лишним весом все средства хороши.

Если решили заменить цепь, при покупке новой обязательно нужно учесть ее размерность. В его обозначении используется шифр из трех цифр, например, 525. Первая цифра обозначает шаг цепи (расстояние между центрами двух смежных пальцев), и выражена в восьмых долях дюйма. Две последующих цифры обозначают ширину вращающихся роликов, выраженную в восьмидесятых долях дюйма. То есть число 25 обозначает, что ширина равна 25/80 дюйма. Иногда производитель изменяет последнюю цифру для предоставления усиленной версии цепи, у которой шаг и ширина те же самые, но боковые пластины более толстые.

Ширина и шаг цепи
Ширина и шаг цепи

Ременная передача

Ремень применяли на самых первых мотоциклах, и он работал удовлетворительно, поскольку мощность движков того времени была невысокой. Чтобы вы немного представляли себе, о каких величинах мощности шла речь на заре мотостроения, то вот вам такой забавный факт: мощность первого мотоцикла, построенного в 1902 году Зигфридом Беттманом (Siegfried Bettman), основателем марки Triumph, составляла целых 1,75 лошадиных силы! Столько же, сколько теперь имеет стартер Triumph Rocket III…

Ах да, ременная передача. Первые ремни изготавливали из кожи, резины и ткани, они работали тихо и хорошо поглощали ударные нагрузки в передаче, однако проскальзывали при намокании или растяжении. По мере увеличения мощностей ременной привод уступил место цепному. Это происходило до тех пор, пока намного позже технология изготовления ремней не позволила создать ременной привод, способный выдерживать высокие нагрузки, характерные для современных мотоциклов.

Ременной привод BMW F800ST
Ременной привод BMW F800ST

Современный ремень состоит из внутреннего корда из искусственного волокна (чаще всего используется кевлар), залитого в резину. На внутренней поверхности ремня расположены зубья, которые работают по сопряженной поверхности зубчатых шкивов. Благодаря использованию зубьев исключается проскальзывание и обеспечивается та же эффективность, что и у цепной передачи. Шкивы должны быть больше, чем звездочки главной цепной передачи для снижения изгиба в процессе набегания и сбегания ремня; также это гарантирует, что передача распределяется по максимальному количеству зубьев, что уменьшит нагрузку на каждый из них.

Хорошо видно устройство ремня
Хорошо видно устройство ремня

Эффективность зубчатого ремня немного ниже, чем у чистой, новой цепи, но в процессе эксплуатации это различие приобретает обратный характер. Ременная система легче и тише цепи, не требует смазки и регулировки, работает дольше. Однако применение ремня по-прежнему ограничено мощностью мотора. С круизером ременная передача справится без проблем, однако стабильно высокую мощность спортбайковских моторов передать не сможет.
Так, с ремнями и цепями разобрались. Теперь давайте перейдем к наиболее тяжеловесному, но очень надежному механизму главной передачи – кардану.

Карданный вал

На мотоциклах привод карданным валом используется много лет, хотя с точки зрения предпочтительности он никогда не опережал цепной. Что лучше, цепь или кардан – предмет множества споров. В плюсы кардану можно записать жесткость, чистоту (благодаря закрытой конструкции) и неприхотливость в обслуживании. Фактически, вся работа владельца байка с карданом заключается в замене масла в картере конических шестерен (он же редуктор). При разговоре о минусах противники карданов на мотоциклах оживляются и вспоминают о дороговизне в производстве и большом весе (что приводит к повышению неподрессоренных масс). Главный «убийственный козырь» борцов с карданом – большие потери при передаче мощности на колесо.

Кардан и подвеска Tetralever, Kawasaki GTR1400 2008
Кардан и подвеска Tetralever, Kawasaki GTR1400 2008

Лучше всего применять кардан на двигателях, в которых коленвал расположен продольно линии мотоцикла – то есть когда ось вращения кардана и коленвала параллельна. Чтобы было понятней – любой оппозитный BMW, Honda Gold Wing, байки Moto Guzzi с поперечным расположением цилиндров.
Если же коленвал расположен в раме поперечно (например, рядные четверки), то присоединить вал к приводу можно, только изменив направление его вращения под прямым углом при помощи пары конических шестерен. Современные байки с карданным приводом и поперечным расположением коленвала доказывают, что это можно сделать технично и аккуратно (тот же BMW K1300R).
Необходимо также обеспечить ход задней подвески. Для этой цели на переднем конце вала используется карданный шарнир или шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Сам карданный вал вращается внутри рычага подвески, а картер главной передачи привинчивается к концу рычага.

Существует несколько побочных эффектов, связанных с использованием карданного вала. Сразу оговорюсь, что нижеперечисленные недостатки были более очевидны на ранних конструкциях, в современных системах эффект не так заметен. Первый – жесткость передачи, которой противостоит «эластичность» цепных передач (инженеры могут бороться с этим эффектом установкой демпфера в коробке передач). Второй – склонность некоторых машин, оснащенных карданным валом, «козлить» при ускорении. BMW справилась с этим эффектом, применив подвеску типа “Paralever” (об устройстве которой мы поговорим в статьях о подвеске и шасси).


Paralever и кардан на BMW R1200GS Adenture

Paralever и кардан на BMW R1200GS Adenture

Окончательное снижение частоты вращения и усиление крутящего момента происходят в картере главной передачи за счет использования малой ведущей шестерни и большого зубчатого колеса с внутренним зацеплением.

Карданный шарнир Yamaha FJR1300 2004
Карданный шарнир Yamaha FJR1300 2004

Малая шестерня и зубчатое колесо FJR1300
Малая шестерня и зубчатое колесо FJR1300

***************

Я надеюсь, что после прочтения статьи вы сможете осознанно судить о том, почему для того или иного мотоцикла выбирается та или другая схема главной передачи, а также оценивать будущие разработки в этой области. Теперь ваши познания включают в себя то, как работает двигатель, впускная и выпускная системы, а также трансмиссия (кто не читал – добро пожаловать в наш «железный цех»!). В ближайших планах – поведать вам все наиболее интересное о колесах, шинах и тормозных системах. И о том, почему рисунок протектора на колесах направлен в разную сторону, мы тоже обязательно поговорим. Так что оставайтесь с нами, и обязательно оставляйте комментарии о статье! Всего наилучшего!

Оставьте комментарий

Войти
Adblock
detector