Французская народная мудрость гласит, что самое радикальное средство от перхоти – гильотина. Учитывая, что не преподносит неприятностей только то, чего нет и в помине, можно сказать, что гарантированно не попасть под раздачу можно, если не покупать полноприводный автомобиль, ибо раздаточная коробка – атрибут AWD, причем не всегда обязательный, но в машинах с моноприводом она вообще отсутствует за ненадобностью.

Назначение раздаточной коробки понятно из ее названия – она служит для распределения крутящего момента между передними и задними ведущими колесами в автомобилях с полным приводом. Однако такие автомобили бывают разными: внедорожниками, которые в свою очередь делятся на профессиональные, универсальные и паркетные, причем и они в зависимости от “полноты” полного привода могут быть SUV или кроссоверами, либо вовсе обычными легковыми моделями, но со всеми ведущими колесами. Разнообразие полноприводных машин сказывается на конструкции раздаточных коробок.

Почему они такие

Например, в профессиональных и некоторых универсальных внедорожниках, учитывая их предназначенность для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях или вообще где дорог нет совсем, “раздатка” не только распределяет крутящий момент между осями, но и способна его увеличивать, когда это необходимо для улучшения проходимости во время движения по бездорожью. По этой части такие “раздатки” сопоставимы с МКП. Передача крутящего момента от ведущего к ведомым элементам “раздатки” осуществляется шестеренными зацеплениями, передач две – основная и пониженная, на которую переключается водитель в случае необходимости преодолеть особо трудный участок и попутно при этом поберечь двигатель и трансмиссию.

Нет никакого смысла усложнять подобным образом “раздатки” SUV, кроссоверов и тех моделей универсальных внедорожников, которые, как предполагает их адресное назначение, не должны ездить там, где приходится использовать профессиональные вездеходы. Поэтому для передачи крутящего момента от ведущих элементов к ведомым в раздаточных коробках этих автомобилей, как правило, применяется привод с помощью зубчатой цепи или, как ее еще называют, цепи Морзе. С одной стороны это позволило упростить конструкцию “раздатки” и не делать ее такой же массивной и недешевой в производстве, как в профессиональных джипах, с другой – отразилось на надежности.

Действительно, сломать “раздатку” серьезного внедорожника непросто, несмотря на то, что эксплуатируются такие автомобили нередко в условиях, тяжелее которых не бывает. А отправить в ремонт раздаточную коробку кроссовера и стараться не нужно, особенно в тех случаях, когда производитель в соответствии с современными веяниями делать все и вся как можно легче переусердствовал в борьбе с той самой массивностью, которая во многих случаях как раз и означает прочность. Такова, например, раздаточная коробка BMW X5, настолько часто вынуждающая владельцев “Икс-пятых” обращаться к услугам трансмиссионных мастерских, что назвать ее надежной не представляется никакой возможности.

Цепь проблем

Все беды этой “раздатки” от цепи. Несущественные, на первый взгляд, износы в местах соединений звеньев, помноженные на количество звеньев, могут дать существенный результат по увеличению длины цепи. Цепь по мере износа постепенно растягивается и провисает, а когда растяжение достигает некой критической величины, цепь начинает перескакивать через зубья звездочек.

Перескоки сопровождаются ударами звеньев о зубья, поэтому внешнее проявление неисправности – своеобразные звуки, которые со стороны “раздатки” начинает слышать водитель, прежде всего, в моменты приложения к цепи большой нагрузки, например, при троганьи с места. Сопутствуют перескакиванию цепи также рывки автомобиля, создающие впечатление, будто колеса проскальзывают и ищут сцепление с дорожным покрытием.

Чем это чревато

От ударов звеньев цепи начинают повреждаться зубья звездочек привода, поэтому промедление с реагированием на внешние проявления предельного растяжения цепи опасно тем, что при ремонте помимо замены вышедшей из строя цепи может понадобиться еще и замена звездочек, что увеличит стоимость ремонта, без которого не обойтись в любом случае.

Другими кандидатами на вылет в рассматриваемой раздаточной коробке являются подшипники. Прямых доказательств, что цепь повинна в  преждевременном их выходе из строя, нет, но учитывая, что подшипники, будучи опорами валов, воспринимают нагрузки, передающиеся на звездочки, исключать такую вероятность тоже нельзя. Дальше удары от перескакивающей цепи передаются на шлицевые соединения карданных валов. Сомнительно, что цепь способна внести существенную лепту в разбивание шлицев, однако то, что она может помочь слегка подношенным, но еще вполне рабочим шлицам быстрей перестать “мучиться”, также отметать не стоит.

Что делать

SUV и тем более кроссовер – это не внедорожники, а обычные легковушки с полным приводом и увеличенным дорожным просветом. Проходимость выше, но пользоваться предоставленными возможностями желательно реже. Беда, если владелец подобного автомобиля этого не понимает. Интенсивность износа, как известно, зависит от нагрузки на трущиеся детали, а максимальные нагрузки цепь испытывает, когда машину как раз заставляют героически покорять бездорожье. Ничем не лучше, если владелец воспринимает свой кроссовер как спортивный автомобиль, что, кстати, с BMW X5 и другими энерговооруженными моделями этого класса чаще всего и бывает. В таком случае к нагрузкам добавляются еще и сильные рывки, обусловленные резкими переменами режимов движения, характерными для агрессивного вождения.

Помимо отказа рассматривать кроссовер в качестве вездехода и спорткара, которым по силам исполнять любые капризы, у владельца остается еще лишь одна возможность помочь цепи продержаться как можно дольше. Определяющее условие долговечной работы любого механизма – качественная и достаточная смазка. Масло в “раздатке” со временем загрязняется продуктами износа и влагой, проникающей внутрь через сапун, поэтому периодически масло надо менять. По мнению специалистов, периодичность обслуживания для наших условий эксплуатации – не реже, чем через 40-70 тыс. км. А появление течей следует воспринимать как сигнал о бедствии – работая с низким уровнем масла, долго “раздатка” не протянет.

Вердикт “Автобизнеса”

Не надо думать, что “раздатка” BMW X5 какое-то исключение из правил. Похожие проблемы с растягиванием цепи отмечались на других раздаточных коробках с цепным приводом. Вопрос заключается лишь в том, при каких пробегах цепь начинает давать о себе знать. Зависит же это не только от того, насколько производитель “прослабил” самое слабое звено в “раздатке” с цепным приводом, но и от эксплуатационных нагрузок, которые слабому звену приходится испытывать, а также обслуживания.

Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.

Благодарим за консультации и помощь в организации фотосъемки СТО “ЛеМан”