- Основные неисправности
- Почему это происходит? причины выхода из строя atc-500:
- Долговечность
- Какое масло заливать
- Наличие и доступность запчастей
- Неисправности, характерные для atc-500:
- Ремонтопригодность
- Сложность ремонта
- Типы коробок
- Цепь проблем или, как не попасть под раздачу на примере "раздатки" bmw x5
Основные неисправности
Информация о количестве и сложности неисправностей раздаточной коробки конкретного типа позволят выбрать автомобиль, который будет удовлетворять определённым условиям:
- Долговечность;
- Ремонтопригодность;
- Степень сложности ремонтных работ;
- Наличие и доступность запасных частей;
- Стоимость деталей.
Оптимальным вариантом автомобиля BMW X5 E53 является тот, который наиболее долговечен, прост в ремонте как с точки зрения проведения разборно-сборочных работ, так и стоимость, доступность деталей.
Почему это происходит? причины выхода из строя atc-500:
- 1. Первая и главная причина – пренебрежение требованиями регламента по замене масла (максимальная периодичность замены 60 тыс. км.).
- 2. Использование другого масла, не отвечающего требованиям производителя.
- 3. Выход из строя или выкрашивание зубьев переднего/заднего редуктора.
- 4. Длительная езда по бездорожью или продолжительная пробуксовка.
Раздатка АТС-400. Применялась на БМВ Х3 (Е83).
Имеет аналогичную АТС-500 конструкцию и те же неисправности, за исключением фланца раздатки.
Начиная со следующего поколения BMW X5 (кузов E70) вместо ATC-500 начали устанавливать ATC-700. Подробную информацию о надежности, достоинствах, недостатках, особенностях эксплуатации данного агрегата читайте в разделе “Раздатка ATC-700”.
BMW X5 не является полноценным внедорожником, но так думают не все их владельцы. На фото (смотри ниже на странице) представлены сгоревшие фрикционы раздатки БМВ Х5 с системой Х-драйв (X-drive). Очень хорошо заметны признаки перегрева (металл изменил цвет) и износ фрикционных дисков.
Сгоревшие фрикционы – это еще не самая серьезная поломка. В данном случае владелец легко отделался. Его раздатку отремонтировали. Все фрикционы и корзину пришлось заменить на новые. Подробнее в разделе “причины выхода из строя раздатки”.
На данных фотографиях хорошо просматриваются признаки перегрева (металл изменил цвет) и износ фрикционных дисков раздатки BMW X5
Автосервис находится по адресу: г. Москва (ЮВАО), ул. Люблинская, д. 68
График работы: понедельник – суббота с 10.00 – 19.00 (без обеда), выходной – воскресение.
Долговечность
Говоря о старом типе раздатки BMW X5 E53, стоит отметить её надёжность по сравнению с последующими моделями. Основными неисправностями NV-125 являются износ шлицов карданного фланца и растяжение цепи.
Признаками неисправности цепи выступают характерный хруст при движении автомобиля. Условия с повышенной нагрузкой, например, езда в горной местности или по грязи, приводят к увеличению частоты и громкости шума. Есть довольно распространённая ошибка среди владельцев BMW X5 E53 о том, что это хрустят шарниры равных угловых скоростей.
Какое масло заливать
Нужно периодически менять масло, т. к. его свойства ухудшаются, усилие и потребляемый ток сервопривода увеличивается. Детали редуктора (червячная передача) и вилка, прижимающая фрикционы, подвергается сильной нагрузке. Если долгое время не менять масло, то может сломаться вилка и быстро износится червяк и червячное колесо.
Хотя раздатка у BMW X5 E53 достаточно хорошо защищена, всё равно есть вероятность повреждения её корпуса, особенно, при спортивной манере вождения. Поэтому если вы водите именно так, то периодический осмотр после каждой поездки не повредит, а, наоборот, будет полезным и поможет предотвратить серьёзные неисправности.
Предположим, в корпусе раздатки появилась небольшая трещина. Масло, хоть и понемногу, будет протекать. Возможно, сразу это будет незаметно, но когда автомобиль постоит какое-то время, то масло всё выльется. Кроме течи масла, которое является поистине драгоценным как с точки зрения важности его наличие внутри, так и с точки зрения стоимости (составляет порядка 2500 р.), детали всего механизма повредятся.
Масло для раздаточной коробки должно быть устойчиво к высокой и низкой температуре, т. е. сохранять свои свойства. В жаркое время года и длительной езде по бездорожью температура внутри сильно повышается. Масляная плёнка при этом должна быть прочной, чтобы не допускать открытого контакта металла во избежание трения и повышенного износа.
Замену масла обычно производят один раз на 60-70 тыс. км пробега. Зависит это от условий эксплуатации.
Раздаточная коробка ATC-500 имеет зависимость усилия сжатия фрикционов от свойств масла, которое внутри раздатки BMW X5 E53. В процессе эксплуатации масло теряет свои свойства, и датчик, установленный внутри корпуса, измеряет, преобразует и передаёт информацию об этом.
Таким образом, чем хуже свойства масла, тем с большим усилием сервопривод поджимает фрикционы. Усилие сжатия определяется по току, который потребляет электродвигатель привода. Чем больше ток, тем больше и момент на валу и, соответственно, усилие сжатия.
В раздатку нужно заливать примерно 0,8-0,9 л трансмиссионного масла TF 0870. Другие масла могут не подойти по свойствам. Но, несмотря на цену масла, лучше купить именно его, т. к. другое, более дешёвое, приведёт к большим затратам. Не зря говорят, что скупой платит дважды. Покупайте масло только у проверенных продавцов.
Точно определить объём поможет отверстие в корпусе X5, которое находится сбоку. Масло заливается до нижней кромки этого отверстия. Обязательно лейте столько масла, сколько нужно, чтобы повысить срок службы раздаточной коробки X5.
Наличие и доступность запчастей
Почти все детали можно найти или заказать через интернет. С оригинальными запчастями BMWX5 E53 дело обстоит сложнее. Во-первых, нужно уметь определить, что это оригинал; во-вторых, знать, где его продают, т. к. цепь, например, производитель BMWне наделил каталожным номером, а, значит, и не предусмотрел отдельную её продажу.
Неисправности, характерные для atc-500:
- 1. Выход из строя сервопривода раздатки.
- 2. Отламывается верхняя часть вала привода пакета фрикционов.
- 3. Ломается вилка привода (чаще верхняя).
- 4. Разрушаются опорные игольчатые подшипники.
- 5. Износ фрикционов.
- 6. Растяжение цепи.
- 7. Фланец раздатки (проворачивается кардан).
На фото представлены вышедшие из строя детали раздатки АТС-500: вилка привода, опорный игольчатый подшипник, опорная чашка пакета фрикционов и первичный вал пакета фрикционов.
Игольчатый подшипник раздатки ATC-500 (иголки выпали и размололись).
Опорная чашка пакета фрикционов раздатки АТС-500: выработка в месте контакта подшипника, фрикционы подгорели (металл изменил цвет).
Вилка привода раздатки (раздаточной коробки) АТС-500 с выработкой в месте контакта с подшипником.
Первичный вал пакета фрикционов раздаточной коробки (раздатки) ATC-500 (сломан в месте установки стопорного кольца).
Ремонтопригодность
С точки зрения возможности выполнения ремонта раздаточная коробка любого типа является ремонтопригодной. Ремонт раздатки X5 состоит в замене изношенных деталей на новые. Шестерни у раздаточной коробки BMWX5 E53 изнашиваются в последнюю очередь — немецкое качество.
Сложность ремонта
Сам по себе, ремонт раздаточной коробки связан с её снятием и разборкой. В основном замена всех её деталей сопровождается снятием и разборкой коробки. Но фланец кардана можно снять, не разбирая её. Сложность ремонта определяется также количеством изношенных деталей.
Цепь, расположенная внутри раздатки усложняет процесс её замены, поэтому при износе какой-либо детали, например, шлицов фланца, заодно замените и её. В противном случае, если она растянута и проскакивает, то это ускорит износ нового фланца или кардана. А он достаточно дорогой по цене.
Типы коробок
Раздаточная коробка предназначена для распределение крутящего момента от коробки переключения передач (КПП) между ведущими мостами. В зависимости от вида КПП раздаточная коробка имеет разную конструкцию. Например, для механической КПП у NV-125 вал выступает за плоскость корпуса раздатки, у автоматической, наоборот, находится несколько вглубь.
На автомобилях BMW X5 E53 c 1999 по 2003 гг. устанавливалась раздаточная коробка типа NV-125, за исключением моделей с объёмом двигателя 4.6 л. На них применялась коробка типа LWX-500. С 2003 по 2006 автомобиль был оснащён раздаткой ATC-500.
У каждого типа раздаток свои недостатки, но как показывает опыт эксплуатации автомобилей BMW X5 E53, последние модели, в частности, ATС-500, менее надёжные, чем первые. Возможно, это связано с усложнением конструкции и её недоработкой.
Раздаточная коробка X5 E53 имеет на своём корпусе маркировку с указанием модели и серийного номера. У NV-125 со стороны заднего кардана есть круглая табличка, LWX-500 имеет маркировку в виде гравировки на корпусе, а для ATC-500 характерно наличие сервопривода.
Он необходим для перемещения фрикционов. Именно в наличии сервопривода заключается основное отличие ATC-500 от двух других типов.
Наличие фрикционов и сервопривода усложняет конструкцию и раздаточная коробка BMW X5 снижает её надёжность. К тому же у ATC-500 нагрев гораздо сильнее по причине трения. Датчик Холла отслеживает перемещения выходного органа сервопривода. Это нужно для того, чтобы регулировать усилие сжатия фрикционов.
Цепь проблем или, как не попасть под раздачу на примере "раздатки" bmw x5
Назначение раздаточной коробки понятно из ее названия – она служит для распределения крутящего момента между передними и задними ведущими колесами в автомобилях с полным приводом. Однако такие автомобили бывают разными: внедорожниками, которые в свою очередь делятся на профессиональные, универсальные и паркетные, причем и они в зависимости от “полноты” полного привода могут быть SUV или кроссоверами, либо вовсе обычными легковыми моделями, но со всеми ведущими колесами. Разнообразие полноприводных машин сказывается на конструкции раздаточных коробок.
Почему они такие
Например, в профессиональных и некоторых универсальных внедорожниках, учитывая их предназначенность для эксплуатации в тяжелых дорожных условиях или вообще где дорог нет совсем, “раздатка” не только распределяет крутящий момент между осями, но и способна его увеличивать, когда это необходимо для улучшения проходимости во время движения по бездорожью. По этой части такие “раздатки” сопоставимы с МКП. Передача крутящего момента от ведущего к ведомым элементам “раздатки” осуществляется шестеренными зацеплениями, передач две – основная и пониженная, на которую переключается водитель в случае необходимости преодолеть особо трудный участок и попутно при этом поберечь двигатель и трансмиссию.
Нет никакого смысла усложнять подобным образом “раздатки” SUV, кроссоверов и тех моделей универсальных внедорожников, которые, как предполагает их адресное назначение, не должны ездить там, где приходится использовать профессиональные вездеходы. Поэтому для передачи крутящего момента от ведущих элементов к ведомым в раздаточных коробках этих автомобилей, как правило, применяется привод с помощью зубчатой цепи или, как ее еще называют, цепи Морзе. С одной стороны это позволило упростить конструкцию “раздатки” и не делать ее такой же массивной и недешевой в производстве, как в профессиональных джипах, с другой – отразилось на надежности.
Действительно, сломать “раздатку” серьезного внедорожника непросто, несмотря на то, что эксплуатируются такие автомобили нередко в условиях, тяжелее которых не бывает. А отправить в ремонт раздаточную коробку кроссовера и стараться не нужно, особенно в тех случаях, когда производитель в соответствии с современными веяниями делать все и вся как можно легче переусердствовал в борьбе с той самой массивностью, которая во многих случаях как раз и означает прочность. Такова, например, раздаточная коробка BMW X5, настолько часто вынуждающая владельцев “Икс-пятых” обращаться к услугам трансмиссионных мастерских, что назвать ее надежной не представляется никакой возможности.
Цепь проблем
Все беды этой “раздатки” от цепи. Несущественные, на первый взгляд, износы в местах соединений звеньев, помноженные на количество звеньев, могут дать существенный результат по увеличению длины цепи. Цепь по мере износа постепенно растягивается и провисает, а когда растяжение достигает некой критической величины, цепь начинает перескакивать через зубья звездочек.
Перескоки сопровождаются ударами звеньев о зубья, поэтому внешнее проявление неисправности – своеобразные звуки, которые со стороны “раздатки” начинает слышать водитель, прежде всего, в моменты приложения к цепи большой нагрузки, например, при троганьи с места. Сопутствуют перескакиванию цепи также рывки автомобиля, создающие впечатление, будто колеса проскальзывают и ищут сцепление с дорожным покрытием.
Чем это чревато
От ударов звеньев цепи начинают повреждаться зубья звездочек привода, поэтому промедление с реагированием на внешние проявления предельного растяжения цепи опасно тем, что при ремонте помимо замены вышедшей из строя цепи может понадобиться еще и замена звездочек, что увеличит стоимость ремонта, без которого не обойтись в любом случае.
Другими кандидатами на вылет в рассматриваемой раздаточной коробке являются подшипники. Прямых доказательств, что цепь повинна в преждевременном их выходе из строя, нет, но учитывая, что подшипники, будучи опорами валов, воспринимают нагрузки, передающиеся на звездочки, исключать такую вероятность тоже нельзя. Дальше удары от перескакивающей цепи передаются на шлицевые соединения карданных валов. Сомнительно, что цепь способна внести существенную лепту в разбивание шлицев, однако то, что она может помочь слегка подношенным, но еще вполне рабочим шлицам быстрей перестать “мучиться”, также отметать не стоит.
Что делать
SUV и тем более кроссовер – это не внедорожники, а обычные легковушки с полным приводом и увеличенным дорожным просветом. Проходимость выше, но пользоваться предоставленными возможностями желательно реже. Беда, если владелец подобного автомобиля этого не понимает. Интенсивность износа, как известно, зависит от нагрузки на трущиеся детали, а максимальные нагрузки цепь испытывает, когда машину как раз заставляют героически покорять бездорожье. Ничем не лучше, если владелец воспринимает свой кроссовер как спортивный автомобиль, что, кстати, с BMW X5 и другими энерговооруженными моделями этого класса чаще всего и бывает. В таком случае к нагрузкам добавляются еще и сильные рывки, обусловленные резкими переменами режимов движения, характерными для агрессивного вождения.
Помимо отказа рассматривать кроссовер в качестве вездехода и спорткара, которым по силам исполнять любые капризы, у владельца остается еще лишь одна возможность помочь цепи продержаться как можно дольше. Определяющее условие долговечной работы любого механизма – качественная и достаточная смазка. Масло в “раздатке” со временем загрязняется продуктами износа и влагой, проникающей внутрь через сапун, поэтому периодически масло надо менять. По мнению специалистов, периодичность обслуживания для наших условий эксплуатации – не реже, чем через 40-70 тыс. км. А появление течей следует воспринимать как сигнал о бедствии – работая с низким уровнем масла, долго “раздатка” не протянет.
Вердикт “Автобизнеса”
Не надо думать, что “раздатка” BMW X5 какое-то исключение из правил. Похожие проблемы с растягиванием цепи отмечались на других раздаточных коробках с цепным приводом. Вопрос заключается лишь в том, при каких пробегах цепь начинает давать о себе знать. Зависит же это не только от того, насколько производитель “прослабил” самое слабое звено в “раздатке” с цепным приводом, но и от эксплуатационных нагрузок, которые слабому звену приходится испытывать, а также обслуживания.
Сергей БОЯРСКИХ, фото автора.
Благодарим за консультации и помощь в организации фотосъемки СТО “ЛеМан”