Система кондиционирования воздуха — общие сведения и меры предосторожности (БМВ 3 серия E46 : )

Bmw 3 (e46) | как работает кондиционер, и что делать, если он вышел из строя | бмв 3

Будучи когда-то прерогативой только шикарных автомобилей, кондиционер ныне
становится неотъемлемой частью все большего и большего числа “обычных”
семейных машин. По оценкам специалистов, к началу следующего века половина всех
европейских машин будет продаваться с кондиционером как стандартным аксессуаром.

Система кондиционирования, попросту говоря, отбирает у воздуха тепло, а также
снижает уровень его влажности. Поэтому, воздух в салоне машины всегда более
прохладный и не такой влажный, что создает ощущение свежести.

Как создается микроклимат в салоне?

Стандартная система кондиционирования состоит из нескольких рабочих узлов,
соединенных между собой герметичной системой трубок. Она заполнена хладагентом,
который переходит из жидкой формы в газообразную и обратно, перенося тепло из
салона.

Самой важной деталью, от которой зависит эффективность работы кондиционера,
является регулирующий вентиль, который установлен на испарителе, размещенном
в салоне автомобиля. Хладагент в виде жидкости под высоким давлением поступает
через регулирующий вентиль в испаритель, где разбрызгивается в виде газо-капельной
смеси (тумана). Регулирующий вентиль может быть игольчатым или типа диафрагмы.
Мы будем рассматривать первый вариант.

Внутри игольчатого вентиля есть маленькое отверстие, а расположенная в отверстии
иголка способна больше или меньше перекрывать его, изменяя таким образом эффективное
сечение. Игла приводится в действие от термодатчика, помещенного внутри испарителя.

Жидкий хладагент, проходя через маленькое отверстие в вентиле, испаряется и
превращается в газ под низким давлением. Этот процесс сопровождается резким
падением температуры. Чем меньше отверстие, тем холоднее становится халадагент,
то есть температуру в испарителе можно регулировать, вводя или выводя иглу из
отверстия. Температура поверхности испарителя должна быть близка к точке замерзания
воды, но не ниже ее, иначе на испарителе будет образовываться лед, что затруднит
движение воздуха и передачу тепла хладагенту.

Как уже говорилось, вместо игольчатого вентиля иногда, устанавливается диафрагма.
В ней нет движущихся частей, поэтому расход хладагента в испаритель не регулируется,
но подача его контролируется при помощи термореле или реле давления. Превратившись
в газ низкого давления, хладагент проходит по испарителю (теплообменнику) и
отбирает тепло у воздуха в салоне. Для большей эффективности этого процесса
теплообменник снабжен ребрами. Содержащаяся в воздухе влага конденсируется на
внешней поверхности теплообменника и сливается вне салона. Воздух, пройдя через
теплообменник, возвращается в салон более холодным и сухим.

Накопленное хладагентом тепло необходимо отдать в атмосферу, для чего хладагент
с помощью компрессора направляется в конденсатор (это еще один теплообменник,
расположенный обычно в передней части автомобиля).

Компрессор, задача которого – прогонять хладагент по трубкам системы, перенося
тепло с низкого температурного уровня на более высокий, работает по принципу
насоса и приводится ремнем от двигателя через электромагнитную муфту, чтобы
кондиционер можно было отключать. Когда компрессор работает, он создает разрежение,
которое “высасывает” газообразный хладагент из испарителя.

Внутри компрессора давление хладагента повышается, и он поступает в конденсатор,
но уже в виде газа под высоким давлением. В конденсаторе газ превращается снова
в жидкость, при этом содержащееся в ней тепло рассеивается с поверхности конденсатора
в атмосферу.

Из конденсатора хладагент – уже в виде жидкости под давлением – снова подается
на регулирующий вентиль, и цикл повторяется.

Дополнительные “примочки”

На практике в описанную базовую схему входят еще кое-какие узлы, в частности,
ресивер-осушитель, который часто (но не всегда) монтируется между конденсатором
и регулирующим вентилем. Это устройство (его иногда называют “аккумулятором”)
фильтрует хладагент и удаляет из него влагу. Иногда осушитель снабжается цветовым
индикатором, который показывает, когда его пора заменить (это значит, что он
набрал максимум влаги). В систему трубок (между конденсатором и испарителем)
иногда встраивают смотровое стекло, и тогда можно наблюдать за состоянием хладагента
(наличие ненужных пузырьков и т. д.).

В систему кондиционирования входят также нагнетатель, прогоняющий воздух через
испаритель, и вентилятор с термостатом, повышающий эффективность работы конденсатора.
Обычно в систему входит также датчик давления с выключателем. Он расположен
рядом с ресивером-осушителем и управляет работой компрессора и вентилятора конденсатора,
а также поддерживает оптимальное давление в системе (разное для разных систем).

В большинстве систем над испарителем крепится еще и нагревательный элемент.
Поток воздуха с помощью “смесительной заслонки” распределяется между
испарителем и нагревателем так, чтобы придать ему желаемую температуру.

А как с экологией?

До недавнего времени в автомобильных кондиционерах применялся фреон R12. Потом
было установлено, что содержащиеся в нем хлорфторуглероды губительно воздействуют
на озоновый слой, поэтому сейчас выпускать R12 в атмосферу запрещено. К тому
же, под воздействием открытого пламени R12 выделяет смертельный газ фосген.
Пока еще разрешено заполнять им кондиционеры прежних выпусков, как разрешается
и эксплуатация этих кондиционеров.

Соответственно, цена на фреон R12 повышается на 5–10% в месяц. В конце концов
она станет такой, что “перезаряжать” старые системы станет просто
разорительно. Уже сейчас фреон R12 стоит на Западе 150 $ за килограмм, а два
года назад стоил 65 $ . В современных системах используется более “экологичный”
хладагент – R134А.

Системы, рассчитанные на R134A, устроены так, чтобы при обслуживании и ремонте
не было утечек. Для этого в нужных местах установлены специальные клапаны и
другие приспособления.

Теоретически, R134А можно закачать и в старый кондиционер, внеся соответствующие
изменения. Однако, этот хладагент процентов на 15 менее эффективен, чем R12,
поэтому кондиционер старого типа будет с ним работать хуже. Кроме того, существует
еще одна проблема: хладагент R134А просачивается, хотя и слабо, через шланги,
сделанные из чистой резины. Для этого вещества необходимы специальные шланги
с внутренней нейлоновой оплеткой. В то же время в старых системах применяются
так называемые “заершенные” соединительные штуцеры, которые способны
прорвать эту оплетку. Одним словом, на данный момент выгоднее пользоваться старым
хладагентом.

Вообще-то, существуют так называемые “заместительные” хладагенты,
предназначенные для замены R12 и не требующие дорогой переделки системы на R134А,
но, как говорят специалисты, их нельзя и на пушечный выстрел подпускать к кондиционеру.
Некоторые из этих веществ содержат бутан, который может воспламениться внутри
системы, кроме того, он погубит тестовое оборудование.

Если вы хотите перейти с R12 на R134А, то лучше всего поменять вместе с хладагентом
масло (минеральное на синтетическое) в системе, установить новый ресивер-осушитель,
сменить резиновые шланги и проверить работу всех узлов. Тогда есть надежда,
что система будет работать удовлетворительно.

Чтобы все работало

Для того, чтобы система кондиционирования хорошо работала, нужно уметь с ней
обращаться. Например, многие не знают, что кондиционер только тогда будет работать
эффективно, когда в машине закрыты все окна, а также люк. Чтобы быстрее охладить
салон в очень жаркий день, нужно на минуту-другую открыть все двери, а когда
машину продует – все закрыть и включить кондиционер (при работающем двигателе).

Осушающее воздействие кондиционера снижает запотевание ветрового и боковых
стекол салона, поэтому иногда кондиционер полезно включать одновременно с печкой.
Правда, некоторые климатические системы не предусматривают одновременной работы
кондиционера и печки.

В системе кондиционирования есть масло, которое циркулирует вместе с хладагентом.
Если система долго бездействует, некоторые ее детали, в частности, неопреновые
прокладки, пересыхают и разрушаются, давая течь. Поэтому желательно раз в неделю
включать кондиционер не меньше, чем на десять минут, в том числе и зимой, чтобы
масло смазало все узлы системы.

Что можно починить?

Кондиционеры не подлежат “домашнему”, любительскому ремонту. Хладагент
– вещество капризное, для его полной откачки и закачки нового требуется профессиональное
оборудование, а чтобы обеспечить полную герметичность, нужны специальные высокочувствительные
приборы для выявления утечек.

Если кондиционер сломался, значит, как минимум, какие-то детали нужно заменить,
в том числе специальные трубки и фитинги, но существует множество их типоразмеров.
А для крепления трубок к фитингам применяются специальные обжимные приспособления.

Так что, если у вас возникли проблемы с кондиционером, полагайтесь только на
специалистов. Обращайтесь в фирмы, которые производят сложный ремонт, а не только
закачивают улетучившийся хладагент. Если хладагент “ушел” из системы,
то вначале нужно найти причину, иначе новый хладагент улетучится точно так же!

Аналогично, если у вас заклинило компрессор, то просто заменить его недостаточно:
через несколько месяцев его снова заклинит. Нужно вначале удалить из системы
стружку и другой мусор, а затем промыть ее специальным раствором или азотом.
Придется также заменить ресивер-осушитель (в нем осталась стружка) и закачать
свежий хладагент.

Чаще всего получает повреждение конденсатор. Он расположен перед автомобильным
радиатором и защищен только радиаторной решеткой.

Второй проблемой является отказ игольчатого вентиля (он забивается грязью).
Прочищая вентиль, необходимо удалить из него грязь, а не проталкивать ее внутрь!

Возникают и другие проблемы – например, шумит компрессор. Обычно, это говорит
о его близком конце.

Легко проверить состояние приводного ремня. В некоторых машинах компрессор
приводится отдельным ремнем. Это удачный вариант. Однако современные автомобили
часто оборудованы длинным “многофункциональным” ремнем, который приводит
в движение сразу несколько устройств, часто, в том числе, и водяной насос. Так
что, если подшипник ведущего шкива компрессора кондиционера вдруг заклинит,
вы никуда не уедете, пока не найдете ремень меньшего размера, чтобы “обойти”
компрессор!

Другие аспекты

Если все-таки произошла утечка хладагента через резиновые шланги, то их замена
довольно проблематична, так как трудно надежно загерметизировать новые шланги
на старых алюминиевых фитингах.

Имейте в виду, что кондиционер может не включиться, если окружающая температура
ниже заданной или если давление в системе намного ниже (утечка хладагента) или
выше оптимального.

К нарушениям в работе кондиционера приводят также избыток масла, хладагента,
попадание в систему воздуха или влаги, сильное загрязнение ребер конденсатора
или испарителя, неисправность системы охлаждения автомобиля (перегрев), а также
проскальзывание муфты компрессора.

Меры предосторожности

6. Если автомобиль оборудован системой кондиционирования воздуха, то при работе с самой системой или при выполнении работ с другими системами, но которые требуют отключения или частичной разборки системы кондиционирования, необходимо соблюдать определенные меры предосторожности.

Внимание! Хладагент потенциально опасен и обращаться с ним должен соответствующим образом подготовленный специалист. При попадании на кожу он может вызвать обморожение. Сам по себе хладагент не ядовит, но в присутствии открытого огня и даже зажженной сигареты он образует ядовитый газ. Неконтролируемая разрядка системы опасна для людей и оборудования.

Внимание! Не пользуйтесь кондиционером, если известно, что он неполностью заряжен, поскольку так можно повредить компрессор.

Общие сведение

1. Система кондиционирования воздуха может быть установлена на любую модель. Она охлаждает воздух в салоне и понижает его влажность, благодаря чему атмосфера в салоне становится более комфортабельной и устраняется причина запотевания окон.

2. Охлаждающая часть системы работает подобно бытовому холодильнику. Компрессор, который приводится ремнем от коленчатого вала, сжимает газообразный хладагент и нагнетает его в конденсор, расположенный перед радиатором. В конденсоре газообразный хладагент охлаждается и переходит в жидкое состояние.

Жидкий хладагент проходит через расширительный клапан в испаритель, где из жидкого состояния вновь переходит в газообразное. Это превращение сопровождается падением температуры хладагента, благодаря чему испаритель охлаждается. Газ из испарителя вновь поступает в компрессор и цикл повторяется.

3. Испаритель представляет собой теплообменник, через который продувается наружный воздух. Воздух в испарителе охлаждается и поступает в смесительную камеру. Здесь он смешивается с теплым воздухом, прошедшим через радиатор отопителя, благодаря чему достигается требуемая температура в салоне.

4. Нагревательная часть системы работает так же, как и в системе без кондиционера.

5. Система работает под управлением электронного блока, обладающего функцией самодиагностики. При появлении какой-либо неисправности в системе рекомендуется обращаться к специалистам СТО BMW.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector