- Что можно сделать своими руками?
- Что такое vanos в двигателе
- Видео на тему
- Заедание механизма
- Из-за чего возникают проблемы
- Износ резины
- Износ шайб и подшипников
- Как работает vanos
- Обслуживание ванос
- Плюсы и минусы vanos
- Полная потеря работоспособности
- Посторонние шумы
- Разрушение уплотнительных колец
- Симптомы, на которые нужно обратить внимание
- Сколы и загрязнения на фланцах и поршнях
Что можно сделать своими руками?
При всей своей простоте, Ванос на м54 может оказаться крепким орешком для технически неподкованного водителя. Компания BMW настоятельно советует не заниматься ремонтом своими руками, а отправлять вышедшие из строя блоки к ним на профессиональное обслуживание. Однако есть и простые шаги, которые может предпринять даже обычный автовладелец. Итак, Вы можете:
- Купить специальный очиститель для промывки смазочной системы движка и с его помощью растворить масляные отложения в каналах;
- Заменить моторное масло на более качественное с параллельной сменой масляного фильтра;
- На ультразвуковом стенде промыть соленоиды;
- Промыть (при необходимости – заменить) клапаны Ванос;
- Провести процедуру сброса коррекций и адаптаций блока управления автомобильным двигателем;
- После прохождения автомобилем тестовых 100 километров – провести повторную диагностику работоспособности Ванос на м54.
Что такое vanos в двигателе
Это электромеханическое устройство, которое стыкуется с газораспределительной системой двигателя. Нетрудно догадаться, что ВАНОС и нужен для того, чтобы управлять газораспределительными фазами — так достигается большая эффективность работы мотора. Вот чем он полезен:
- ощутимо уменьшается расход топлива в крейсерском (среднем) диапазоне оборотов;
- отработанные газы становятся чище, токсичных веществ в них меньше;
- двигатель очень стойко работает на холостых оборотах даже при низких температурах;
- график роста мощности в зависимости от оборотов становится более плавным;
- на средних оборотах достигается максимальный крутящий момент;
- при высоких оборотах добавляется изрядное количество мощности.
VANOS впервые появился в середине 90-х годов на модели BMW 5 серии, и с тех пор несколько раз совершенствовался. Сейчас на всех двигателях BMW установлена система ВАНОС 4 поколения, которая отличается шестерёнчатой системой регулирования распредвалов.
Видео на тему
Заедание механизма
Этой проблеме присвоен специальный код DME 212 – VANOS. При ней фиксируется:
- Стук в системе Ваноса;
- Неравномерная работа на холостом ходу;
- Заметная потеря крутящего момента или мощности двигателя.
- Чаще всего эти проблемы возникают из-за:
- Возникновения сколов или задиров на кромках поршней или в самих цилиндрах;
- Обрывов кабеля, ведущего к электромагнитному клапану;
- Попадания грязи или мелких частиц в место расположения управляющего поршня;
- Неправильной установки исполнительного механизма Vanos, с ошибкой в один зуб.
В этом случае можно обратиться к профессионалам, которые смогут установить точную причину поломки и ликвидировать ее. Самостоятельно же можно провести очистку механизма, замену электропроводки. Задиры зачищаются мелкой наждачной бумагой до полного исчезновения. После этого стоит заменить кольца уплотнения и кольцо подшипника.
Из-за чего возникают проблемы
Самую часто возникающую проблему мы уже вкратце упомянули. Это – потеря эластичности колец, служащих для повышения герметичности. В этом случае мягкие резиновые кольца по жесткости начинают напоминать скорее пластик и рвутся или даже ломаются на части.
При механических повреждениях чаще всего происходит разрушение игольчатых подшипников, а также возникновение дефектов на шайбах или поверхности цилиндров. И если подшипники можно легко заменить, то цилиндры придется очень осторожно зашкуривать мелкой наждачной бумагой для придания поверхности гладкости.
Износ резины
Как известно, еще никому не удалось создать идеальный поршень из металла. Они всегда имеют микроскопические зазоры, которые, впрочем, достаточны для утечки газов. Кроме того, во время работы в поршнях возникают деформации. Они тоже не идут на пользу герметичности.
Для ее создания используют специальные уплотнительные кольца поршней из гибких и прочных материалов. Компания БМВ остановила свое внимание на резине (ее еще называют Buna). Со временем эта резина, хоть и очень надежная, как и все немецкое, начинает твердеть под действием пороховых газов и перепадов температуры. После этого она может:
Из-за этого теряется герметичность, повышается требование поршней к давлению масла. А через некоторое время Ванос вовсе перестает работать.
Проблема решается заменой колец на новые. Впрочем, сама фирма БМВ не продает кольца, только ремонтирует блоки целиком. Закупать комплектующие придется у других производителей.
Износ шайб и подшипников
И снова масляные поршни — их подшипники и шайбы изготовляются не из самого прочного металла, так что со временем блок ВАНОС начинает хуже исполнять свои обязанности. Плюс к звуку работы двигателя примешивается неприятный, резкий металлический шум. И снова BMW не предлагает никаких отдельных подшипников!
Как работает vanos
Конструкция блока VANOS относительно нехитрая: есть масляные поршни, управляемые электронным блоком, которые воздействуют на газораспределительные валы и изменяют их положение в ту или другую сторону. Соответственно этим изменениям, меняются фазы газораспределения на 6° опережения или запаздывания. То есть, клапаны начинают открываться или несколько раньше, или несколько позже, нежели в изначальном положении валов.
Первые версии системы назывались Single VANOS — регулировалось положение только впускного распределительного вала, а фазы впуска изменялись дискретно, т.е. скачками. На более новых (начиная с конца 90-х годов) BMW используется уже Double VANOS. Здесь регулируются фазы и впуска, и выпуска, и регулировка происходит плавно, без рывков.
- После запуска двигателя VANOS работает в специальном режиме, чтобы уменьшить время прогрева мотора и каталитического нейтрализатора.
- С достижением рабочей температуры активируется стандартный режим низких оборотов — клапаны открываются с некоторой задержкой, чтобы двигатель работал стабильнее и выдавал больше мощности.
- По мере роста оборотов клапаны открываются всё раньше и раньше, пока на крейсерском уровне не уходят «в минус», как результат — максимум крутящего момента и ещё немного сверху. Плюс экономия топлива за счёт дожигания выхлопных газов.
- Дальнейшая акселерация снова увеличивает задержки, и на высоких оборотах двигателя фазы снова становятся запаздывающими, как при низких оборотах (но не совсем).
Обслуживание ванос
При регулярном техническом осмотре все потенциальные проблемы с блоком отлавливаются и решаются ещё на начальной стадии, так что профилактика — лучшее средство сохранения денег в кошельке. Игнорировать вышеперечисленные симптомы — себе дороже. Ведь VANOS вплотную взаимодействует с двигателем, и неисправности блока цепной реакцией влекут за собой неисправности мотора.
Своевременная прочистка и замена расходников блока сохраняет показатели двигателя на уровне свежекупленной машины. Так что лучше относиться к этому продукту технического прогресса с должным вниманием, и не вестись на уловки BMW, меняя целый блок из-за порвавшейся резиночки.
Плюсы и минусы vanos
Что и говорить, система получилась очень удачной с точки зрения выжима из двигателя максимума потенциала, а также экономичности и экологичности его работы. Но, как это часто бывает, жирные плюсы обернулись не менее внушительными минусами. ВАНОС серьёзно снижает надёжность и долговечность двигателя. При этом решение проблем, связанных с этой системой, влетает в копеечку.
Полная потеря работоспособности
Бывают случаи механического заедания, «тяжелая форма болезни». Чаще всего в данном случае бывает механическое повреждение фланца распределительного вала, образование на нем заусениц или задиров. Обычно помогает простая зачистка поврежденных мест до их полного исчезновения.
Посторонние шумы
Такие звуки, как шум, стук, звяканье – известны любому человеку, имеющему дело с техникой. Они свидетельствуют о механических повреждениях устройства. В нашем случае – износу подвергаются игольчатые подшипники и шайбы, размещенные в поршнях. Проблема решается простой заменой подшипников, но реагировать на нее нужно своевременно, пока не повреждены более важные детали механизма.
Разрушение уплотнительных колец
Слабейшее место — уплотнительные кольца масляных поршней, что регулируют положение распредвалов. Высокие температуры и агрессивная химия разрушают резиновый материал этих колец. Двигатель словно теряет силы, требуя для выдачи определённой мощности всё более высоких оборотов.
Симптомы, на которые нужно обратить внимание
Обычно проблемы с Ваносом не возникают внезапно, часто им предшествуют симптомы. По ним можно примерно определить тип поломки и вовремя начать ремонт, не доводя дело до полного выхода системы из строя. Обратить внимание стоит на:
- Замедленный набор оборотов двигателя или пропадание тяги;
- Плавающие обороты во время работы на холодном ходе;
- Глохнущий двигатель на холодном ходе;
- Посторонние шумы, издаваемые блоком Vanos или его сильная вибрация при работе;
- Плохая тяга на низких оборотах двигателя;
- Внезапно увеличившийся расход топлива.
Сколы и загрязнения на фланцах и поршнях
При агрессивном стиле езды, загрязнениях в масле и бензине, и просто достаточно большом пробеге можно наткнуться на проблемы с деформацией металлических частей блока. На лицевой кромке масляных поршней или газораспределительных валов появляются сколы и задиры. Это приводит к просадкам мощности и крутящего момента, провалам холостого хода, изменению звука работы мотора.
Схожие негативные эффекты вызываются и отложением загрязнений на рабочих механизмах блока VANOS. Ещё вариант: нарушения целостности электропроводки — банально оборвался или отсоединился провод. К счастью, такие проблемы несложно решить даже в гаражных условиях, предварительно ознакомившись с точными инструкциями.