- Что нужно для замены
- Основные неисправности
- [отчет] bmw x5 e53 о замене цепи раздатки без снятия раздатки
- Виды раздаточных коробок
- Долговечность
- Замена масла в раздаточной коробке
- Замена цепи раздатки
- Как избежать поломки
- Какое масло заливать
- Наличие и доступность запчастей
- Ремонтопригодность
- Сложность ремонта
- Стоимость деталей
Что нужно для замены
Что бы заменить цепь в раздаточной коробке БМВ X5 Е53, для начала необходимо приобрести запчасти по списку:
- разумеется сама цепь раздатки. Рекомендуем приобрести оригинальную от американской компании Borg Warner;
- высокотемпературный герметик для раздатки;
- сальники – если он протекает, но рекомендовано для моделей выпущенных с 1999 по 2001 год;
- подвесной подшипник;
- при необходимости поменять эластичную муфту, если старая уже на подходе к износу, о чем Вам дадут понять трещины на последней, а так же стоит обратить внимание на крестовину для заднего кардана;
Основные неисправности
Информация о количестве и сложности неисправностей раздаточной коробки конкретного типа позволят выбрать автомобиль, который будет удовлетворять определённым условиям:
- Долговечность;
- Ремонтопригодность;
- Степень сложности ремонтных работ;
- Наличие и доступность запасных частей;
- Стоимость деталей.

Оптимальным вариантом автомобиля BMW X5 E53 является тот, который наиболее долговечен, прост в ремонте как с точки зрения проведения разборно-сборочных работ, так и стоимость, доступность деталей.
[отчет] bmw x5 e53 о замене цепи раздатки без снятия раздатки
Доброго времени суток, уважаемые соклубники!
Вот на днях наконец-то избавился от надоевшей мне проблемы проскакивания цепи в раздатке при старте с места (или кикдаунах).
Проявляется этот симптом в характерном “дзык-дзык-дзык” когда стартуешь. Со временем этот звук проявляется чаще, не только когда резко стартуешь, но и при умеренном старте. Если проблему запустить, то будет проскакивать цепь и при торможении двигателем, и при трогании в горку.
Напрягает это конкретно: авто просто “тупит” (дёргается) во время старта, теряя свои положенные 36% крутящего момента. Причем если б только это… меня напрягал и тот факт, что при старте есть некая задержка перед движением, как будто коробка на секунду прокручивается “вхолосую”, а потом резкое сцепление, и поехали.. Удовольствия за рулём мало, скажу честнно. Происходит это, как вы сами убедитесь по фото ниже из-за растянутой цепи в раздатке, которая соединяет два кардана: передний и задний.
Вот казалось бы, почему не сделали элементарного натяжителя (пусть даже механического), и всё. Ан нет, появилась проблема – меняйте раздатку (так думают в БМВ). Всё усугубляет тот факт, ни один оф. сервис не занимается ремонтом сего агрегата, а продают “восстановленный на заводе”. В том числе ни в одном ЕТК вы не найдёте номер этой цепи. Что было предпринято:
Раздатки на X5 E53 выпускает американская фирма Borg Warner, и цепь стоит там их же. На просторах интернета эта проблема известна, и лихие продаваны на ура продают отдельно эту цепь. Цены разные: от 3000 до 18000. И ХЗ какую брать. Порывшись, понял, что есть (их очень мало) представителей этой конторы в нашей Раше (а Borg Warner продаёт детали только сертифицированным СТО и только через официальных дистрибьютеров, т.е. купив цепь на “ибее”, купишь китай 100%). И ценник на оригинал негуманный: примерно 15000 (факт: в самом Borg Warner’e цепь по OEM стОит 287 евро. и это в штатах). Но только в этом варианте есть шанс купить не китайскую подделку, а нормальную цепь из калёного и цементированного металла. Короче приобрёл оригинал.
Кстати, на зметку: на дорестайле стоит раздатка NV125, на рестайле – ATC500. Цепи для них выпускаются свои, но по факту, по многим отзывам, они взаимозаменяемые. Но тем не менее: на дорестайле цепь с одним синим звеном, на рестайле – с двумя. Длины одинаковые 100%
Лирическое отступление окончено, переходим к практике. Цепь будем менять без снятия раздатки с авто.
Что понадобится:
1) сама цепь
2) сальник вала переднего кардана 27 14 7 531 520 ( у меня был живее всех живых)
3) литр масла ATF Dexron III (это для дорестайловой NV125, для рестайловой ATC500 – оригинал 83 220 397 244). Войдёт меньше литра, грам 800 где-то.
4) два больших баллона карбклинера
5) стандартный инструмент и перчатки
Загнал авто на подъёмник:
Вот собственно виновник торжества: цепь и сальники (кстати конский ценник на них тоже):
Цепь крупным планом: на звеньях выштамповка Morse и HY-VO (это торговые обозначения BorgWarner Morse Hy-Vo)
Сливаем масло (никто не менял его ни разу) и осматриваемся: нужно открутить балку и задний кардан для начала:
Также придется снять и передний кардан
На муфте переднего кардана нужно будет открутить ВСЕ болты и вытащить их.
Но сначала займёмся задним карданом:
Откручиваем сначала подвесной подшипник, делаем метки на фланце вала и муфте, откручиваем кардан от раздатки (муфту можно оставить на месте), и аккуратно опускаем его вниз. ВНИМАНИЕ!!! Не уронить его! Иначе есть вероятность угробить шрус кардана. Подвязать и подвесить в таком положении как на фото!
Открывается вид на демпфер, который тоже нужно будет снять:
Далее была веселуха с передним карданом: нужно открутить все болты муфты, сдвинуть его назад, в сторону раздатки и снять муфту и направляющую фланца вниз. Но тут меня постиг конфуз… Кардан ни в какую не хотел сдвигаться назад. В голову лезли всякие мысли о разбитых шлицах и т.п. Нигде в интернете я не нешёл как быть в этой ситуации.
Всё решилось очень просто: под обоймой, которая закрывает шлицы кардана есть резиновое уплотнительное кольцо, которое и “не скользило” по приржавевшей поверхности кардана. Развальцевал обойму, вытащил аккуратно резинку, смазал WD-кой, и вуаля, кардан ушёл в раздатку как по маслу.
Вот фото развальцованной обоймы.
Здесь видно подточенные шлицы кардана (по-хорошему, нужно менять на удлинённый, с более длинной шлицевой частью). Это есть последствия растянутой цепи, от бесконечных ударов по кардану.
Выходной вал, в котором шлицы тоже съедены, но не критично. Длина шлицов около 7 см, а кардан входит всего на 1.5-2 см. Поэтому есть смысл ставить кардан с удлинённой шлицевой. Благо в интернете такого как грязи (ценник от 10 Круб – 19 Круб)
Вот и снятый передний кардан
Далее откручиваем все 15 (по-моему) болтов по кругу. Выходной вал заднего кардана не снимать!!! И аккуратно подцепив крышку плоской отвёрткой (на корпусе есть специальные места для неё), снять её к чертям!
ВОТ и картина маслом: растянутая и провисшая цепь! От вибраци цепи начало жрать магнит (около вала слева).
Фото шестерни. Износа нет ни малейшего. Вот немецкое качество материалов! Справа от шестерни видно два усика стопорного кольца, которое нужно разжать чтобы снять вал.
Далее всё просто: берём гайку на 21, вставляем её в усики стопорного кольца и аккуратно выбиваем выходной вал переднего кардана в сторону заднего моста. Снимаем цепь.
Это снятая крышка, в которой видно ведомую шестерню планетарной передачи и игольчатый подшипник вала переднего кардана.
Видно наглядно разница длин новой и старой цепи. Растяжение где-то на 1.5 см!
Всё промываем карбклинером, вытаскиваем старый сальник. (на фото видно гайку)
И в обратном порядку надеваем новую цепь: сначала на ведущую шестерню, потом на ведомую. Аккратно резиновым молоточком забиваем вал назад, убираем гайку, стопорное кольцо должно встать на место и сжаться.
Отмываем заднюю крышку
Обезжириваем поверхность и наносим герметик (прокладок не предусмотрено).
Одеваем аккуратно крышку, закручиваем все болты на фиксатор резьбы. Момент не помню, его нет ни в одной книжке, сколько не перерыл. Но не до дури, т.к. корпус алюминиевый.
Далее фото не делал, смысла нет. Всё собираем в обратной последовательности:
Одеваем новый сальник, прикручиваем передний кардан, прикручиваем демпфер, балку, задний кардан… Заливаем масло и поехали!
Ну вот и всё. Считай, новая раздатка, ездить приятно, ни рывков, ни проскальзываний.
Времени на все про все, если траблов как у меня с карданом не будет (быть не должно, если делать как я написал), то часа 3-4 максимум.
Попутно поменял пыльник наружнего правого ШРУСа (болезнь на Х5) и отмыл дисочки от жёлтых налётов
Спасибо всем кто читал! Удачи на дорогах!
Виды раздаточных коробок
В зависимости от модификации на БМВ Х5 Е53 устанавливались три варианта раздаточных коробок.
Раздаточная коробка NV-125 устанавливалась до 2003 года на дизельную дорестайлинговую версию 3.0d X5 с мотором M57 и бензиновые 3.0i X5 оснащенную двигателем M54 и 4.4i X5 с мотором M62.
Раздаточная коробка LWX-500 представляет более усовершенствованную версию раздатки, но по качеству надежности уступает 125-й версии. Тем не менее при правильном уходе и надлежащей эксплуатации автомобиля некоторых поломок возможно избежать.
Эта версия раздатки устанавливалась только на X5 4.6is с силовым агрегатом M62, и в отличие от NV-125 имеет несколько иную форму корпуса, маркировку “LWX”, а информация об агрегате нанесена гравировкой на сам корпус раздатки.
Раздаточная коробка ATC-500 имеет совершенно другой формы корпус и была применена на рестайлинговом X5 3.0d, X5 3.0i, X5 4.4i с двигателем N62 и X5 4.8is. Она оснащалась сервоприводом системы xDrive, и в отличие от предыдущих моделей предусмотрено подключение 2 электрических разъемов.
Долговечность
Говоря о старом типе раздатки BMW X5 E53, стоит отметить её надёжность по сравнению с последующими моделями. Основными неисправностями NV-125 являются износ шлицов карданного фланца и растяжение цепи.
Признаками неисправности цепи выступают характерный хруст при движении автомобиля. Условия с повышенной нагрузкой, например, езда в горной местности или по грязи, приводят к увеличению частоты и громкости шума. Есть довольно распространённая ошибка среди владельцев BMW X5 E53 о том, что это хрустят шарниры равных угловых скоростей.
Замена масла в раздаточной коробке
В раздаточную коробку нужно заливать трансмиссионное масло TF 0870 1L с номером детали BMW – 83 22 0 397 244.
В случае, если Вы выполняете замену масла без замены цепи, то для начала открутите сливную пробку и слейте масло. После слива закрутите пробку обратно и открутите заливную.
Перед тем как залить масло – взболтайте его, что-бы присадки равномерно распределились в масле. Заливать нужно до тех пор, пока не потечет обратно. Масла должно заполнится столько, сколько и слили, что составит около 900 грамм.
Замена цепи раздатки
Далее начинаем процедуру замены цепи на раздаточной коробке:
- отсоединяем передний и задний карданные валы от раздаточной коробки. Так же Вам придется открутить и “приспустить” трубы выхлопной системы, которые находясь на своем месте будут мешать снять подрамник на котором держится раздатка;
- откручиваем подвесной подшипник;
- поддомкрачиваем по краям коробку передач;
- сливаем масло с раздатки;
- отсоединяем подрамник от кузова;
- для замены цепи не снимая самой раздаточной коробки нужно снять крышку раздатки, после чего сжать усики стопорного кольца на шлицевой переднего кардана и снять его вместе с цепью;
- в корпусе раздаточной коробки имеется магнит, его нужно в обязательном порядке вычистить;
После замены цепи на новую, при необходимости меняем крестовину на заднем кардане и подвесной подшипник.
После замены промываем и обезжириваем по краю корпус раздатки, промазываем герметиком снятую крышку и собираем раздатку обратно.
Затягивать болтики нужно крест-на-крест – от центра к краю.
Далее устанавливаем кардан и выхлопные трубы на свое место (при необходимости ставим новую эластичную муфту).
Как избежать поломки
Разумеется, полностью избавится от проблем с этим механическим устройством не получится, однако выполняя ниже приведенные элементарные советы и рекомендации во время эксплуатации автомобиля – продлят срок службы раздатки устройства:
Вывод один – вовремя меняем масло, и стараемся реже перегревать детали коробки, так как металл попросту теряет свои свойства.
Какое масло заливать
Нужно периодически менять масло, т. к. его свойства ухудшаются, усилие и потребляемый ток сервопривода увеличивается. Детали редуктора (червячная передача) и вилка, прижимающая фрикционы, подвергается сильной нагрузке. Если долгое время не менять масло, то может сломаться вилка и быстро износится червяк и червячное колесо.
Хотя раздатка у BMW X5 E53 достаточно хорошо защищена, всё равно есть вероятность повреждения её корпуса, особенно, при спортивной манере вождения. Поэтому если вы водите именно так, то периодический осмотр после каждой поездки не повредит, а, наоборот, будет полезным и поможет предотвратить серьёзные неисправности.
Предположим, в корпусе раздатки появилась небольшая трещина. Масло, хоть и понемногу, будет протекать. Возможно, сразу это будет незаметно, но когда автомобиль постоит какое-то время, то масло всё выльется. Кроме течи масла, которое является поистине драгоценным как с точки зрения важности его наличие внутри, так и с точки зрения стоимости (составляет порядка 2500 р.), детали всего механизма повредятся.

Масло для раздаточной коробки должно быть устойчиво к высокой и низкой температуре, т. е. сохранять свои свойства. В жаркое время года и длительной езде по бездорожью температура внутри сильно повышается. Масляная плёнка при этом должна быть прочной, чтобы не допускать открытого контакта металла во избежание трения и повышенного износа.
Замену масла обычно производят один раз на 60-70 тыс. км пробега. Зависит это от условий эксплуатации.
Раздаточная коробка ATC-500 имеет зависимость усилия сжатия фрикционов от свойств масла, которое внутри раздатки BMW X5 E53. В процессе эксплуатации масло теряет свои свойства, и датчик, установленный внутри корпуса, измеряет, преобразует и передаёт информацию об этом.
Таким образом, чем хуже свойства масла, тем с большим усилием сервопривод поджимает фрикционы. Усилие сжатия определяется по току, который потребляет электродвигатель привода. Чем больше ток, тем больше и момент на валу и, соответственно, усилие сжатия.
В раздатку нужно заливать примерно 0,8-0,9 л трансмиссионного масла TF 0870. Другие масла могут не подойти по свойствам. Но, несмотря на цену масла, лучше купить именно его, т. к. другое, более дешёвое, приведёт к большим затратам. Не зря говорят, что скупой платит дважды. Покупайте масло только у проверенных продавцов.
Точно определить объём поможет отверстие в корпусе X5, которое находится сбоку. Масло заливается до нижней кромки этого отверстия. Обязательно лейте столько масла, сколько нужно, чтобы повысить срок службы раздаточной коробки X5.
Наличие и доступность запчастей
Почти все детали можно найти или заказать через интернет. С оригинальными запчастями BMWX5 E53 дело обстоит сложнее. Во-первых, нужно уметь определить, что это оригинал; во-вторых, знать, где его продают, т. к. цепь, например, производитель BMWне наделил каталожным номером, а, значит, и не предусмотрел отдельную её продажу.
Ремонтопригодность
С точки зрения возможности выполнения ремонта раздаточная коробка любого типа является ремонтопригодной. Ремонт раздатки X5 состоит в замене изношенных деталей на новые. Шестерни у раздаточной коробки BMWX5 E53 изнашиваются в последнюю очередь — немецкое качество.
Сложность ремонта
Сам по себе, ремонт раздаточной коробки связан с её снятием и разборкой. В основном замена всех её деталей сопровождается снятием и разборкой коробки. Но фланец кардана можно снять, не разбирая её. Сложность ремонта определяется также количеством изношенных деталей.
Цепь, расположенная внутри раздатки усложняет процесс её замены, поэтому при износе какой-либо детали, например, шлицов фланца, заодно замените и её. В противном случае, если она растянута и проскакивает, то это ускорит износ нового фланца или кардана. А он достаточно дорогой по цене.

Стоимость деталей
Стоимость оригинальных деталей на порядок выше, чем кустарных, но срок их службы, конечно же, больше. Оригинальные детали стоят примерно в 1,5 раза дороже, но лучше покупать именно их, чтобы как можно меньше разбирать и потом собирать коробку. Лучше заменить отдельную деталь, чем всю коробку. Так, например, стоимость цепи лежит в пределах 15-25 тыс. рублей, а коробка обойдётся в 150-200 тыс. руб.
О раздатке ATC-500 хотелось бы поговорить подробнее.
Раздаточная коробка ATC-500, основные неисправности:
- Выход из строя игольчатых подшипников;
- Поломка вилки;
- Сервопривода;
- Выработка фрикционов;
- Шлицов фланца;
- Износ цепи.
Как видно из вышеприведённого списка, кроме фланца и цепи раздаточная коробка ATC-500 имеет ещё 4 неисправности.
Игольчатые подшипники являются опорными и имеют большой диаметр. Соответственно, скорость вращения каждого ролика (иглы) очень велика. Это приводит к нагреву и способствует закоксовыванию смазки.
Наиболее подвержен разрушению сепаратор подшипника. Ничего, кроме его замены здесь не поможет.
Во время езды по бездорожью часто получается так, что один мост буксует, и в работу вступает другой. Фрикционы в таких условиях почти всегда в работе. Если долго ехать без остановки, то нагрев может быть настолько велик, что метал, имеющий определённую закалку, отпускается.
При разборке это хорошо видно. При этом прочностные свойства изделия, подвергшегося перегреву, конечно же, изменяются. Его следует заменить. Поэтому если оказались в условиях бездорожья, то периодически делайте остановки, чтобы дать остыть фрикционам.
Вилка и сервопривод обеспечивают перемещение фрикционов, за счёт чего подключается передний мост.

Цепь изнашивается больше всего при сильных нагрузках. Так как она передаёт крутящий момент на протяжении всего времени езды, а при нагрузке значительно возрастает сила, растягивающая цепь, то отверстия для роликов принимают со временем форму эллипса.
На ускоренный износ цепи влияет эксплуатация автомобиля BMW X5 E53 с колёсами большого размера, например, на 19 дюймов. Чем больше диаметр колеса, тем сложнее его провернуть, т. е. на все детали, посредством которых передаётся усилие от двигателя на колесо, подвержены большой нагрузке.
Износ цепи влечёт за собой рывки во время движения. Ударные нагрузки, создаваемые по причине рывков, приводят к износу шлицов фланца и кардана. Выходом из сложившейся ситуации может стать удлинённый карданный вал, который имеет более длинную шлицевую часть и заходит глубже. Признаком износа шлицов кардана и фланца служит стук или хруст во время трогания с места.
Изношенную деталь нужно по возможности скорее заменить, т. к. их работа взаимосвязана и износ одной оказывает влияние на другие.