Очистка лямбда- зонда, или когда не хочешь покупать новый | Пикабу

Очистка лямбда- зонда, или когда не хочешь покупать новый | Пикабу BMW

Алгоритм
очистки

Конечный результат
зависит от вещества, которое выбрано в качестве реагента. Главный показатель —
затраченное время. Если нужно быстро восстановить лямбда-зонд, кислоты вряд ли
подойдут. На вымачивание потребуется несколько часов. Основные данные приведены
в таблице:

Вещество

Эффективность

Время очистки, часы

Соляная кислота

Высокая

1-8

Серная кислота

Высокая

1-16

Ортофосфорная кислота

Высокая

1-24

Димексид

Средняя

1

Керосин, ацетон

Низкая

1-2

Почистить лямбда-зонд с
максимальной отдачей помогут неорганические кислоты. Время зависит от степени
загрязнения. Но не дольше суток. Димексид и прочие растворители способны
удалить легкие загрязнения, состоящие из углеводородов.

Важно. Для работы с едкими веществами понадобятся СИЗ — средства
индивидуальной защиты. К их числу относятся перчатки из резины или нитрила,
респиратор и очки.

Чтобы провести процедуру
с максимальным эффектом, понадобится минимальный набор оборудования. В качестве
сосудов для погружения датчика кислорода можно использовать стеклянные стаканы
или банки объемом от 150 до 250 мл. Зубная щетка нужна для механической очистки
колпачка, а бытовой фен поможет нагреть деталь. Рекомендуется довести
температуру лямбда-зонда до 80-90°С. Это ускорит протекание химических
реакций.

Керамический элемент
защищен металлическим экраном с отверстиями для проникновения выхлопных газов.
Некоторые эксперты рекомендуют срезать колпачок перед очисткой. Но эта операция
при недостаточной квалификации может напрочь испортить чувствительный элемент
датчика. К тому же, экран придется фиксировать на прежнем месте с помощью
точечной сварки.

Видео по теме

Замена или ремонт

Неисправный прибор приводит к быстрому износу других ключевых деталей двигателя, влияет на качество управления автомобилем в целом. При обнаружении неработающего устройства его необходимо заменить на новое. Если же причиной неполадок становятся загрязнения, то есть вероятность вернуть его к жизни.

Прежде чем выполнить чистку необходимо знать можно ли почистить лямбда зонд своими руками или лучше довериться профессионалам. В связи со специфической системой работы на приборе часто накапливается копоть, а продукты горения заполняют внутреннюю часть. Это позволяет работать, но с перебоями. Такую работу вполне можно выполнить в домашних условиях.

Прежде чем приступать к очистке необходимо снять датчик. На разных моделях авто эти действия будут выполняться по-разному, но в целом механизм действий один. Для начала стоит обеспечить место для работ, которое будет наиболее удобно для отключения и снятия датчика.

Вариантов очистки несколько:

  • Замачивание в кислоте. Чаще всего используется ортофосфорная. Самый простой и быстрый метод, не требующий больших затрат времени и денег. Наибольшую сложность составляет необходимость доступа к основанию, которое находится за металлическим колпачком. Можно сделать надрез колпачка возле резьбы с помощью токарного станка. Второй вариант — проделать напильником окошки, через которые поступит жидкость. Для полного очищения сердечник лямбда зонда помещают в емкость на 20–25 минут. Его нельзя помещать в химическое вещество полностью. После этого его необходимо тщательно промыть, желательно теплой водой и затем высушить. Если имеются сильные загрязнения можно использовать зубную щетку, смоченную в растворе кислоты. При наличии засоров рекомендуется увеличить время выдержки до 2–3 часов. Выбирая этот метод, не стоит пренебрегать мерами безопасности, поскольку ортофосфорная кислота крайне опасна.Замачивание в кислотеОчищенный зондОчистка лямбда- зонда, или когда не хочешь покупать новый | Пикабу
  • С помощью нагревания и кислоты. Понадобится все та же ортофосфорная кислота и газовая горелка. Сердечник необходимо окунуть в кислоту, затем поднести к пламени горелки и нагревать до появления на поверхности зелено-голубой соли и полного выкипания кислоты с поверхности. Затем промыть водой и по необходимости повторить действия. Данный способ более быстрый, занимает не больше 10–15 минут. Однако меры безопасности нужно соблюдать и в этом случае. При нагревании кислота разбрызгивается.Нагревание

Если колпачок был снят с помощью спила на токарном станке, то на место его можно вернуть с помощью аргоновой сварки. Вместо ортофосфорной кислоты можно использовать любую жидкость для удаления ржавчин, типа WD. Прежде чем производить установку очищенного прибора стоит уделить внимание уплотнительному кольцу.

Как проверить

Данный вид датчиков считается одним из часто изнашиваемых. На него постоянно оказывают влияние отработанные газы, немаловажным фактором является качество топлива, с которым приходится работать, а также исправность двигателя. О неисправности и неполадках сообщит соответствующая лампочка на панели приборов.

В данном случае выявить проблемы именно с этим датчиком поможет диагностика с помощью сканера. Также о возникших проблемах будет свидетельствовать потеря мощности, «рывки» в работе двигателя в режиме холостого хода, минимальный отклик на педаль газа.

К основным причинам выхода из строя можно отнести: износ (каждый датчик имеет свой ресурс пробега), грязь, влага, механическое воздействие, которое приводят к сколам и трещинам, а также обрыв цепи нагревательного элемента. Более быстрому износу будут способствовать топливо низкого качества, частый перегрев двигателя, попадания масла, попадания моющих средств, добавление присадок в топливо.

Определение
типа датчика

Первым делом нужно
понять, какая лямбда установлена в машине: титановая или циркониевая. Зачем это
делать? Электроды на керамическом наконечнике изготовлены из разных металлов, а
значит, понадобятся разные чистящие средства. Сравнительная таблица:

Признак

Цирконий

Титан

Размер

Громоздкие

Компактные

Провода

Есть красная жила

Цена

Дешевые

Дорогие

Тип

Гальванические

Резистивные

Опорное напряжение

0,45 В

5 В

Самый надежный способ
идентификации — найти маркировку на корпусе датчика и проверить по каталогу
производителя. В описании будет указано точное наименование. Убирать нагар с
титановых деталей можно только с помощью органических растворителей или слабо
концентрированных кислот. Циркониевые лямбды не так чувствительны. Их можно чистить
в домашних условиях едкими химикатами.

Органические
растворители

К этим веществам
относится димексид, керосин и ацетон. Первый вариант обеспечивает среднюю
эффективность. Поэтому следует взять его за основу. Диметилсульфоксид продается
в аптеках в форме раствора или концентрата. Он не вступает в реакцию с оксидами
титана и циркония, поэтому безопасен для чувствительного элемента. С
растворителем лучше работать в перчатках, а помещение необходимо тщательно
проветривать.

Очистка датчика димексидом

Первым делом нужно
привести очиститель в жидкое состояние. При температуре 18°C и ниже он
выпадает в осадок, образуя кристаллы. Для размягчения понадобится подогрев на
водяной бане. Для этого достаточно взять кастрюлю, нагреть в ней воду и
погрузить в жидкость флакон с димексидом. Останется налить готовый растворитель
в стеклянную емкость и опустить туда рабочую часть лямбда-зонда до резьбы.

Периодически нужно
подогревать диметилсульфоксид, иначе он кристаллизуется. На всю процедуру уйдет
не больше часа. Нет смысла делать это дольше. Вещество должно убрать нагар за
30-60 минут. Алгоритм для вымачивания датчика в керосине и ацетоне аналогичный.
Только не следует подогревать растворитель.

Ортофосфорная
кислота

Для титановых датчиков
максимальная концентрация действующего вещества не должна превышать 50%.
Циркониевые лямбда-зонды легко взаимодействуют с раствором, в котором
содержится 75% кислоты. Первый вариант можно найти в магазинах электрики и
электроники. Вещество продается, как паяльный флюс. Едкие, технические кислоты
легко приобрести в интернет-магазине наподобие Ozon.

Процесс очистки в
домашних условиях выглядит так:

  1. Нагреть датчик феном до 85°С и погрузить в раствор ортофосфорной
    кислоты до начала резьбы.
  2. Выдержать нужное время в зависимости от степени загрязнения.
    Минимум 1 час, максимум — 24.
  3. Промыть лямбда-зонд в чистой воде, очистить внешнюю поверхность с
    помощью зубной щетки.

Оценить состояние
керамического наконечника после процедуры вряд ли получится. В защитном экране
слишком маленькие отверстия. Поэтому придется проверять деталь в работе после
установки на посадочное место в выпускном коллекторе или на участке выхлопной
трубы после катализатора. Если мотор работает без перебоев, а сканер OBD-2 не
выдает ошибок, значит все в порядке.

Вымачивание в ортофосфорной кислоте

Некоторые мастера
советуют после вымачивания датчика нагревать его газовой горелкой. Вряд ли это
хорошая идея. Максимальная рабочая температура циркониевого лямбда-зонда
составляет 300°C, а титанового — 700°C. Горелка может выдавать 1300°C. Есть
риск, что металлическая контактная сетка на керамическом наконечнике просто
расплавится.

Очистка лямбда- зонда, или когда не хочешь покупать новый

Для листики пользовался сначала разбавителем р-12 (ксилол, толуол, бутилацетат)-чтобы удалить всю (или почти всю, как мне тогда казалось, органику). После этого, просушив зонд, и прочитав, что основным загрязнителем являются продукты сгорания феррацетовых присадок в топливе, решил попробовать что потяжелее – аккумуляторный электролит, или серную кислоту концентрацией примерно 38% (строго говоря, на бутылке указана плотность, а концентрацию я подобрал уже из таблицы “плотность/концентрация” из первой ссылки). В общем, ход работы:

Находим стеклянную или фарфоровую баночку, где будет проходить реакция. И кидаем туда лямбду.

Как видно, лямбда уже просится на помойку, но мы не дадим ей так просто умереть)

Каким-то образом, дома нашлась лакмусовая бумажка, которая сказала: “да, это кислота”.

Пузырьки, говорящие, что реакция идёт.

Время от времени я помешивал лямбду, чтобы смыть то, что смывается. Через час, после того, как я промыл в воде и протер его, датчик приобрел вот такой вид:

Как видно, очистилось, но не там, где нужно, дальше решено поменять кислоту и погрузить лямбу на меньшую глубину.

Естественно, пока наливал кислоту, попало и на саму гайку. В этот раз датчик мариновался около двух часов, время от времени я доставал ее и отмывал от соли сульфата железа прикольнго зелёного цвета (раза два). По истечении двух часов, лямбда приобрела вот такой вид:

И хотя нижняя часть датчика осталась темной, красноватые отложения растворились в кислоте. В принципе, можно было ускорить процесс, используя более концентрированную кислоту, или просто нагревая датчик на горелке, но этим надо заниматься не дома.

А по итогу: расход топлива уменьшился, работа мотора стала ровнее. Конечно, я понимаю, что проще было купить новенький denso или ngk, но я решил сэкономить)

Подходящие
вещества

Циркониевый и титановый датчики

Самая уязвимая часть
лямбда-зонда — электроды на керамическом наконечнике. Нужно выбирать такое
средство, которое не способно разрушить хрупкий металл, но может справиться с
нагаром. Список того, чем нельзя пользоваться:

  1. Оксид титана. TiO2. Нагрев с натрием, кальцием, магнием
    и хлором. Аммиак, перекись водорода и серная кислота при комнатной
    температуре.
  2. Оксид циркония. ZrO2. Щелочи, серная кислота в
    концентрации больше 70%, плавиковая кислота, она же раствор
    фтороводорода.

Если убрать исключения,
то выбор не так уж велик. На роль реагентов подойдут органические растворители
наподобие димексида и углеводородов. С задачей справятся неорганические
кислоты: ортофосфорная, соляная, серная. Органические соединения лучше не
применять.

Процедура очистки

Перед тем как почистить лямбда-зонд, необходимо приобрести в торговой сети ортофосфорную кислоту либо моющее средство на ее основе (например, преобразователь ржавчины). Дальнейшие действия выполняются в таком порядке:

  1. Снять датчик (или пару элементов) с автомобиля. Для этого нужно отключить аккумулятор, отсоединить разъем и открутить деталь рожковым ключом.
  2. Механическим способом удалить нагар с металлического защитного колпачка.
  3. Взять небольшую стеклянную емкость, опустить туда зонд рабочим концом вниз и аккуратно налить кислоту до уровня резьбы элемента. Чтобы повысить интенсивность воздействия, кислоту лучше подогреть до температуры, близкой к кипению.
  4. Спустя 10-15 мин извлечь датчик из емкости и промыть водой, затем просушить путем продувки.
  5. Установить деталь на место, нанеся на резьбу графитную смазку.

В сети есть рекомендации, гласящие, что перед очисткой необходимо срезать защитный колпачок на токарном станке, обработать керамический наконечник мягкой кистью с кислотой, а затем поставить защиту на место, прикрепив контактной сваркой. Нетрудно догадаться, что разобрать таким способом лямбда-зонд можно лишь в специализированной мастерской, поскольку у рядовых автомобилистов нет в гараже токарных станков и аппарата контактной сварки. Единственный вариант – расширить отверстия в колпачке надфилем, чтобы просунуть кисть.

Роль датчика в работе двигателя

Элемент представляет собой металлический стержень с резьбовым либо фланцевым наконечником для крепления внутри выпускного тракта. Из торца лямбда-зонда выступает его керамическая рабочая часть с платиновым напылением, защищенная снаружи стальным колпачком с отверстиями для прохода отработавших газов. С другого конца выходят провода (от 2 до 6 шт.), передающие сигнал электронному блоку управления (контроллеру).

Чтобы разобраться в вопросе, как почистить лямбда-зонд и нужно ли это делать, желательно понять, как он работает:

  1. Задача датчика – определить количество кислорода, оставшееся в газах после сгорания топлива. Для этого прибор помещают на участке выхлопной трубы между бачком катализатора и выпускным коллектором. В новых авто ставят 2 элемента – до нейтрализатора и после него.
  2. Когда зонд обнаруживает большой остаток кислорода, контроллер «видит» это по изменению напряжения и определяет, что подаваемая в цилиндры смесь обеднена, после чего корректирует соотношение воздуха и топлива.
  3. Если кислорода мало, то смесь чересчур богатая и блок управления уменьшает подачу бензина.

При выходе датчика из строя, обрыве проводов либо окислении контактов контроллер переводит подачу горючего в усредненный режим. То есть, автомобиль может двигаться дальше, но расход топлива возрастает, а поведение авто меняется в худшую сторону (теряется разгонная динамика).

Серная и
соляная кислоты

Чистка лямбда-зонда с
помощью серной кислоты — опасный, но эффективный метод удаления нагара.
Процедуру можно выполнить своими руками. Главное — приобрести достаточное
количество вещества. Оно есть в составе аккумуляторного электролита. Правда,
концентрация не столь велика. Она зависит от плотности:

Плотность, г/см³

Содержание соляной кислоты, %

1,060

8,77

1,070

10,19

1,080

11,60

1,090

12,99

1,100

14,35

1,110

15,71

1,120

17,01

1,130

18,31

1,140

19,61

1,150

20,91

1,160

22,19

1,170

23,47

1,180

24,76

1,190

26,04

1,200

27,32

1,250

33,43

1,300

39,13

1,350

44,82

1,400

50,11

1,450

55,03

1,500

59,70

В кислотном электролите,
который продается в автомагазинах, с плотностью 1,40 г/см³, содержится 50,11%
серной кислоты. Этой концентрации хватит для очистки циркониевого датчика
кислорода. Для титанового лучше выбрать концентрацию не более 10%. Нужно
помнить о безопасности. Едкое вещество может вызвать химический ожог. Поэтому
рекомендуется работать в перчатках и очках. Процесс выглядит так:

  • налить кислоту в стеклянный сосуд;
  • погрузить лямбда-зонд до резьбы;
  • подержать в растворе 1-16 часов;
  • вытащить и промыть датчик водой.

Чтобы гарантированно
остановить реакцию, одной воды может не хватить. В этом случае следует
приготовить раствор соды и ополоснуть в нем деталь. Кислота будет
нейтрализована.

Кстати. Получить серную кислоту в концентрации 10,19% можно с помощью
долива воды в электролит для АКБ. Можно взять раствор с плотностью 1,28 г/см³ и
разбавить до 1,070 г,см³. Плотность легко проверить ареометром.

Соляная кислота слишком
агрессивна. В концентрации 20-30 % она способна растворить электроды сенсора.
Поэтому в растворе должно быть не более 10 % едкого вещества. Мало того, что
кислоту сложно найти, так она еще противопоказана для титановых датчиков.

Не следует чистить
керамический наконечник механическим способом. Любой абразив способен повредить
тонкие контакты. Избавиться от слабого нагара можно с помощью органических
растворителей. С сильным загрязнением справится разве что неорганическая
кислота: ортофосфорная, серная или соляная. Лучше не нагревать датчик газовой
горелкой. Это выведет его из строя.

Устройство, принцип работы

Лямбда зонд предназначен для измерения показателя кислорода в выхлопных газах, поддержки оптимального состава топлива и воздуха, которые поступают в двигатель. Норма для такого соотношения равняется 14.6–14.8 частям воздуха и 1 части топлива.

Расположен перед катализатором в выпускном коллекторе. Некоторые модели автомобилей оснащены двумя устройствами. Если имеются два прибора, то второе устанавливается на выходе из катализатора. Таким образом, достигаются более точные показатели воздушно-топливной смеси, работа катализатора становится более эффективной.

Разливают несколько видов датчика. Одними из самых распространенных считаются циркониевый, титановый и широкополосной. Он состоит из нескольких основных элементов:

  • Корпус, вмещает все элементы
  • Защитная колба, оснащена специальными отверстиями через которые проходят выхлопные газы
  • Электроды: наружный — отвечает за взаимодействие с выхлопными газами, внутренний — с атмосферой. Имеют платиновое напыление
  • Электролит на основе диоксида циркония, который располагается между электродами
  • Нагревательный элемент, необходим для подогрева кислородного датчика. Подогрев нужен для обеспечения проводимости электролита. Необходимая температура около 400 °С

Принцип работы заключается в том, что при достижении нужной температуры электролита, кислород вместо с отработанными газами проходят сквозь него. При этом между чувствительными к ионам кислорода образуется разность потенциалов. Между напряжением, которое возникает на электродах, и концентрацией кислорода в выхлопных газах существует обратная зависимость. Чем больше содержание кислорода тем меньше напряжение.

Титановым устройствам необходима более высокая температура для нагревания, порядка 700 ºС. Их чувствительный элемент состоит из диоксида титана. Они измеряют выходное напряжение, функционируют без воздуха из атмосферы.

Широкополосной датчик кислорода считается более усовершенствованным. Он имеет заканчивающий элемент. Само устройство измеряет количество кислорода, фиксирует напряжение, сравнивает показатели с нормой и, если обнаружено несоответствие, направляет электрический ток.

Выводы и рекомендации

По убеждению многих автомобилистов, слой копоти на керамическом наконечнике препятствует нормальной работе прибора, поскольку мешает точно оценивать количество кислорода. Выдавая контроллеру неадекватные сигналы, датчик ведет себя как вышедший из строя, из-за чего блок управления начинает подавать топливо в аварийном режиме, а на приборной панели вспыхивает табло Check Engine.

В действительности чистка лямбда-зонда своими руками помогает в 2-3 случаях из ста, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы автолюбителей на форумах.

Вышеперечисленные признаки обычно свидетельствуют о реальной поломке детали, в результате ее все равно придется поменять. Отсюда несколько рекомендаций:

  • сделайте диагностику на ближайшем СТО и удостоверьтесь в неисправности лямбда-зонда, потому что табло Check Engine загорается и по другим причинам;
  • не следует снимать и промывать кислотой исправный датчик с целью просто его почистить, таким путем вы можете испортить вполне рабочий элемент;
  • если зонд признан негодным специалистом автосервиса, прочищайте смело, поскольку терять уже нечего;
  • не пользуйтесь для очистки азотной или серной кислотой, они слишком агрессивные;
  • работы выполняйте в резиновых перчатках и защитных очках, а кислоту лейте аккуратно, без брызг;
  • обеспечьте проветривание помещения.

После просушки и установки детали на место наблюдайте за поведением авто в течение 2-3 дней. Если расход топлива не снизится, а предупреждающая надпись Check Engine не погаснет, отправляйтесь в ближайший магазин за новым прибором. В подавляющем большинстве случаев восстановить лямбда-зонд не удается и выходов из ситуации остается два: поменять элемент на новый либо установить обманку – электронный имитатор работы датчика.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector