За кадром
По разным причинам мне не удалось инструментально замерить ни одного чистого круга. Референсные времена пришлось собирать по секторам. И виноват не только трафик, но и близость государственной границы, а также центра МЧС, из-за которых GPS-телеметрия работает на автодроме с помехами. Кстати, по плану, M2, M4 и даже M5 Competition должны были нас подготовить к ещё более острому блюду — гоночной версии BMW M4 GT4. Однако из-за шторма корабль со спортивной машиной в контейнере целую неделю не мог зайти в порт Керчи. Соответственно, и в Сочи её не привезли. А делегация немецких техников, скучая, была вынуждена слоняться по паддоку.
История роберт есенов, эмиль вернер
Началом истории «заряженных» седанов BMW M5 принято считать появление модели M535i в 1979 году (индекс E12) на автосалоне во Франкфурте. Конечно, это был не полноценный M-автомобиль, но и доработок от инженеров отделения M GmbH хватало. Довольно скромному на вид седану отрядили «атмосферник» M30 — рядный шестицилиндровый мотор рабочим объёмом 3453 см³, который на тот момент ставился только на седан седьмой серии и купе шестой серии.
От стандартных «собратьев» версия M535i отличалась перенастроенными пружинами и амортизаторами, но дисковые тормоза были такими же, как и у других «пятёрок» с моторами I6. Для Европы M535i E12 собирали на немецком заводе BMW Motorsport GmbH, но, например, для рынка ЮАР автомобили собирали из машинокомплектов на местном предприятии.
Перекочевала модификация M535i и в следующее поколение пятой серии — E28. Спорта во внешности стало больше, но отдача атмосферной «шестёрки» 3.4 составляла те же 218 л.с. и 304 ньютон-метра. Набор 100 км/ч занимал 7,2 с, максимальная скорость достигала почти 230 км/ч.
Помимо пятиступенчатой «механики» в линейке коробок передач появился четырёхдиапазонный «автомат» ZF с тремя режимами работы (спортивный, зимний и ручной). Как и на BMW M535i E12, у преемницы стояли модернизированные амортизаторы Bilstein, укороченные пружины и утолщённые стабилизаторы поперечной устойчивости.
Тормозные механизмы остались стандартными, но зато в оснащение включили АБС. В интерьере машин в кузове E12 и в кузове E28 обосновались спортивные кресла с оригинальной прострочкой и трёхспицевый руль. Всего с 1984 по 1988 год было сделано 10 335 машин.
Первый полноценный седан BMW M5 увидел свет в феврале 1984 года. Тогда на автосалоне в Амстердаме немцы показали «заряженный» автомобиль серии E28. Под кузовом длиной 4620 мм и шириной 1699 мм скрывались рядный шестицилиндровый мотор M88/3 рабочим объёмом 3,5 л (286 л.с.), пятиступенчатая «механика» и полностью независимая подвеска. Седан массой 1550 кг мог достигать сотни за 6,1 с и развивать свыше 250 км/ч.
Интерьер отличался деталями, которые невозможно было проигнорировать. Изначально внутри устанавливали спортивные кресла с развитой боковой поддержкой и подушкой с подвижной секцией, но по заказу клиенту могли поставить менее плотные сиденья или, наоборот, пожёстче, фирмы Recaro.
В 1988 году с конвейера завода в Гархинге сошли первые «эм-пятые» второго поколения (серия E34). На фото — машина до и после рестайлинга. Строгая и в меру спортивная внешность пленяет и по сей день, а интерьер, ещё больше напоминающий кокпит и создающий соответствующую ауру, не отвлекал водителя от управления автомобилем.
В 1991 году эту «шестёрку» серьёзно модернизировали: рабочий объём прибавил 200 «кубиков», а отдача подскочила до 340 «лошадей» и 400 Н•м. Также в последний год выпуска в пару к обновлённому мотору можно было получить шестиступенчатую «механику», с которой четырёхдверка разгонялась до сотни за 6,3 с.
В 1992 году в ряду модификаций появился универсал BMW M5 Touring. К слову, немцы даже экспериментировали с «эмкой»-кабриолетом, но дальше концепт-кара дело не пошло. Выпуск «эм-пятой» серии E34 прекратился в 1995 году. За семь лет мир увидел 12 тысяч «эм-пятых» второй генерации.
У следующей модели BMW M5 (E39) в гамме версий вновь остался один седан — универсал, показанный на фотографии, являлся концептом. Автомобиль округлился, удлинился до 4781 мм и потяжелел аж до 1795 кг. Откуда столько жирка? Увеличившиеся габариты, расширенное более статусное оснащение (гляньте, как богато выглядит интерьер!), но главное — двигатель.
«Шестёрка» канула в Лету, а её место заняла новая атмосферная «восьмёрка» S62B50 рабочим объёмом 4,9 л. Алюминиевый двигатель, оснащённый фазовращателями Double-VANOS на впуске и выпуске, выдавал 400 сил и 500 Н•м, трудился в тандеме только с шестиступенчатой КП Getrag и разгонял седан до 100 км/ч за 5,3 с. Подвеска?
Спереди — стойки McPherson, сзади — многорычажная конструкция. Ведущая задняя ось была оснащена дифференциалом с 25-процентной степенью блокировки. Автомобиль, потреблявший в смешанном цикле 13,9 л бензина на 100 км, производился на заводе в Дингольфинге с 1998 по 2003 год, а тираж составил 20 000 машин.
Дебют «эм-пятой» четвёртого поколения состоялся в 2005 году, тогда же седан начали делать на предприятии в Дингольфинге. Благодаря стараниям Криса Бэнгла «эмка» стала выглядеть заметно ярче, женственнее. Чего не скажешь о салоне — он стал холодным, неприступным, даже центральная консоль отвернулась от водителя. Длина кузова увеличилась до 4855 мм, ширина — до 1846. До 1855 кг возросла снаряжённая масса.
Но и мотористы постарались на славу — вместо «восьмёрки» 4.9 под капотом нарисовался высокооборотистый атмосферный V10 5.0. Двигатель разрабатывался с нуля специально для BMW M5. В активе «десятки» было 507 сил при 7750 об/мин и 520 Н•м при 6100 об/мин.
Момент на задние колёса подавался через двухвальную роботизированную коробку SMG III с семью передачами (разработка Getrag), которая отщёлкивала их за 65 мс. Катапультирование до сотни занимало 4,7 с, максимальная скорость была ограничена на уровне 250 км/ч.
И не забывайте про полностью отключаемую систему стабилизации, самоблокирующийся дифференциал на задней оси и амортизаторы EDC с электромагнитными клапанами. В 2021 году автомобиль сошёл с конвейера. За пять лет было сделано 19 522 седана и 1025 универсалов.
В 2021 году мир увидел BMW M5 F10. На тот момент это был самый мощный автомобиль немецкой компании за всю её историю. А всё благодаря наддувному мотору V8 4.4, сменившему на посту атмосферный V10 и выдающему 560 сил и 680 Н•м. Агрегат получил два турбокомпрессора twin-scroll, непосредственный впрыск топлива, фазовращатели на впуске и выпуске, а также запатентованный выпускной коллектор, в котором выхлопные газы пульсируют равномерно, что гарантирует почти полное отсутствие задержек на открытие дросселя.
Тем, кому было мало стандартных характеристик, адресовали спецверсии седана BMW M5. С 2021 года в продаже появились машины с опциональным пакетом Competition Package (сделано 4459 штук). Инженеры довели мощность мотора до 575 сил (при тех же 680 Н•м) и перенастроили электроусилитель руля и подвеску, уменьшив клиренс на 10 мм.
А в 2021-м на рынок вышла ещё более грозная и редкая модификация ― Competition Edition (тираж ― 200 автомобилей). У неё уже было 600 сил и 700 ньютон-метров, спурт до сотни занимал всего 3,9 с, а подвеска, рулевое управление и активный М-дифференциал обрели уникальные калибровки. Производство BMW M5 F10 в Дингольфинге закончилось в 2021 году, а всего с конвейера сошло чуть больше 19,5 тысячи машин.
Мировая премьера: bmw m5 f10 competition edition
Подразделение BMW M Division представило специальный выпуск седана M5 под обозначением Competition Edition. «Заряженная» версия по традиции будет выпускаться ограниченным тиражом. Главная особенность новинки – форсированный силовой агрегат, выдающий 600 лошадиных сил (в оригинале 560). Существенно возрос и крутящий момент, теперь он равен 700 Нм. Разгон до первой “сотни” Competition Edition выполняет за 3,9 секунды.
Подвеску перенастроили в более жёсткий режим, занизив на 10 миллиметров, усилили шасси и установили активный дифференциал с оптимизированными настройками. «Сердцем» нового M5 стал доработанный 4,4-литровый двигатель V8, который, вкупе с системой Dynamic Stability Control придаёт машине характер настоящего спорткара. За устойчивость на треке и безопасность движения отвечают мощные карбонокерамические тормоза. В базовое оснащение модели входит пакет опций Competition, включая уже перечисленные новшества и систему рулевого управления M Servotronic.
Модель будет выпускаться в вариантах окраски Carbon Black и Mineral White, а дополняют эффектный экстерьер глянцевая чёрная радиаторная решётка, задний диффузор и 20-дюймовые колёсные диски. В интерьере автомобиля по уже сложившейся тенденции присутствует декоративный логотип из углеродного волокна, а передние сидения получили широкий диапазон регулировок и кожаную обшивку Merino Black. В оснащении салона присутствует мощная аудиосистема Bang & Olufsen High End Surround Sound System с проекционным экраном.
По официальным данным будет выпущено 200 таких автомобилей, цена за единицу 129 500 евро, что на 25 000 дороже, чем за стандартную версию. В российском представительстве BMW недавно заявили о предоставленной квоте в 5 «специальных» седанов на всю страну. У официального дилера они появятся приблизительно в октябре.
Состоявшаяся премьера нового BMW M5 F10 это способ красиво попрощаться с поклонниками модели. В 2021 году по случаю 30-летия «заряженной» модели BMW M5 немцы выпустили лимитированное 300 экземплярами издание 30 Jahre M5, в котором подняли отдачу мотора V8 4.4 со стандартных 560 л.с. и 680 Нм до 600 л.с. и 700 Нм. В 2021-м специально для ЮАР была создана «эмка» Pure Metal Edition с такими же параметрами. И вот теперь в третий раз седан М5 получил тот же уровень тюнинга от производителя.
Серия Competition Edition способна скрасить поклонникам «эм-пятой» ожидание седана M5 следующего поколения. Его премьера состоится в лучшем случае во второй половине 2021-го, а скорее, уже в 2021 году. На новой базовой «эмке» агрегат V8 4.4 будет развивать приблизительно 620−630 л.с., её «сестра» от ателье Alpina, новая модель B5, получит под капот ориентировочно 650−670 л.с.
§
Дизайнеры BMW представили рендер будущего преемника GT4-версии BMW M3. Следующий год станет последним боевым для этого гоночного болида и в 2021-м мы увидим в деле именно M4 GT4. Баварские инженеры обещают будущим владельцам «технически совершенный автомобиль».
Гоночный снаряд останется достаточно близок к гражданской машине. Купе M4 сохранит трехлитровую турбированную «шестерку» и сопутствующую электронику, но станет заметно более карбоновым – это и капот, и двери, и крутые аэродинамические элементы по кругу вместе с антикрылом. Конечно, появится и новый спортивный выхлоп. Известно также, что M4 GT4 унаследует от старшего собрата, M6 GT3, некоторые «решения» – по части сидений, тормозов и коробки передач.
Также в BMW отмечают, что новинка заполнит пространство между младшим рэйсером в линейке – это про M235i Racing – и упомянутой «эм-шесть». Кроме того, машину будут использовать в Motorsport Junior Programme – чтобы помочь юным пилотам подрасти до GT3-класса.
Паспортные данные
BMW М2 Competition | BMW М4 Competition | BMW М5 Competition | |
---|---|---|---|
Кузов | |||
Тип кузова | купе | купе | седан |
Число дверей/мест | 2/4 | 2/4 | 4/5 |
Длина, мм | 4461 | 4671 | 4966 |
Ширина, мм | 1854 | 1870 | 1903 |
Высота, мм | 1410 | 1383 | 1469 |
Колёсная база, мм | 2693 | 2812 | 2982 |
Колея передняя/задняя, мм | 1579/1601 | 1579 / 1603 | 1625 / 1594 |
Снаряжённая масса (DIN), кг | 1575 | 1595 | 1865 |
Полная масса, кг | 2021 | 2040 | 2440 |
Объём багажника, л | 390 | 445 | 530 |
Двигатель | |||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 6, в ряд | 6, в ряд | 8, V-образно |
Число клапанов | 24 | 24 | 32 |
Рабочий объём, см³ | 2979 | 2979 | 4395 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 410/6250 | 450/7000 | 625/6000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 550/2400–5200 | 550/2350–5500 | 750/1800–5800 |
Трансмиссия | |||
Коробка передач | роботизированная, преселективная, семиступенчатая | роботизированная, преселективная, семиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | задний | задний | полный |
Ходовая часть | |||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые перфорированные | дисковые перфорированные | дисковые перфорированные |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Шины передние | 245/35 R19 | 265/30 R20 | 275/40 R20 |
Шины задние | 265/35 R19 | 285/30 R20 | 285/40 R20 |
Дорожный просвет, мм | 118 | 121 | 128 |
Эксплуатационные характеристики | |||
Максимальная скорость, км/ч | 250 / 280* | 250 / 280* | 250 / 305* |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 4,2 | 4,0 | 3,3 |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 11,5 | 11,7 | 15,2 |
— загородный цикл | 7,8 | 8,0 | 8,7 |
— смешанный цикл | 9,2 | 9,3 | 10,8 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 52 | 60 | 68 |
Топливо | АИ-95-98 | АИ-95-98 | АИ-91–98 |
* С пакетом M Driver. |