История бмв. основные вехи.
1916 г. — Компания BMW основана как завод авиационных двигателей в Мюнхене.
1917 г. — Компания Rapp Motor переименована в BMW (Bayerische Motoren Werke).
1919 г. — Франц Зено Димер установил первый мировой рекорд в истории BMW, достигнув высоты 9760 метров на самолете, оснащенном двигателем BMW IV.
1922 г. — BMW строит свое сегодняшнее основное здание восточнее от мюнхенского аэропорта Обервизенфельд (сегодня это городской Олимпийский Центр).
1923 г. — Первый мотоцикл марки BMW — BMW R32 покинул завод в Мюнхене. Уникальная компоновка двигателя «Boxer», разработанная инженерами BMW, произвела сенсацию на парижском автосалоне. Это был первый мотоциклетный двигатель с оппозитным расположением цилиндров, продольным коленвалом с непосредственным присоединением коробки передач и карданным приводом ведущего колеса. Мотоцикл обладал великолепной управляемостью и развивал скорость более 90 км/ч при объеме 494 см3 и мощности 8.5 л.с.
1924 г. — Первый межконтинентальный полет в Персию на самолете, оснащенном двигателями BMW.
1925 г. — Новая модель мотоцикла BMW R37 обладала более мощным двигателем (500 см3, 16 л.с.) и была предназначена для участия в спортивных соревнованиях.
1926 г. — Гидросамолет Rohrbach Ro VII с двигателями BMW VI устанавливает пять мировых рекордов.
1927 г. — В этом году было установлено 87 мировых рекордов в авиации. 29 из них — на самолетах с двигателями BMW.
1928 г. — BMW приобретает автомобильный завод в Айзенахе (Тюрингия), и с ним лицензию на производство небольшого автомобиля под названием Dixi (копия автомобиля British Austin Seven). Компания заключает лицензионное соглашение на постройку радиальных двигателей с американским производителем авиамоторов Pratt & Whitney.
1929 г. — Dixi 3/15 (748.5 см3, 15 л.с. при 3000 об/мин, 75 км/ч) — первый автомобиль, разработанный BMW. По сравнению с оригинальным Dixi, он был разработан в Мюнхене, как и все последующие продукты BMW, однако автомобили производились в Эйзенахе до сороковых годов. Версия 3/15 имела больший кузов, улучшенный двигатель, тормозную систему на 4 колеса.
Всего с 1929 по 1932 год было выпущено 16 тысяч Dixi 3/15. Победа Dixi в Альпийском ралли — первый успех BMW в автоспорте. Эрнст Хенне ставит мировой рекорд скорости — 216 км/ч — на мотоцикле BMW.
1930 г. — Вольфганг фон Гронау пересекает Северную Атлантику с востока на запад за 44 часа в открытом гидросамолете Dornier Whale («Кит») с моторами BMW. BMW Hornet и BMW Xa — названия первых радиальных двигателей, вышедших с завода BMW в Мюнхене.
1932 г. — Автомобиль модели 3/20 стал первым, полностью разработанным на BMW в Мюнхене. По сравнению с Dixi у 3/20 сильно увеличился размер салона, мощность возросла до 20 л.с. при том же объеме. Замечательно наличие на этом автомобиле независимой подвески задних колес.
1933 г. — Начало традиции шестицилиндровых двигателей BMW: BMW 303.
1934 г. — Подразделение авиационных моторов становится независимым отделением компании: BMW Flugmotorenbau GmbH. Радиальный двигатель BMW 132 — первая собственная разработка, основанная на дизайне Pratt & Whitney. Три BMW 315/1 побеждают в двухтысячекилометровом ралли по Германии.
1935 г. — BMW R12 произвел сенсацию, став первым в мире мотоциклом с телескопической передней вилкой и гидравлическими амортизаторами. Этот принцип используется во всех современных мотоциклах. R12 обладал двигателем 745 см3 мощностью 18, а позже — 20 л.с.
1936 г. — В год проведения Берлинских Олимпийских Игр компания BMW начинает производство самой успешной довоенной машины в Европе, в классе спортивных автомобилей с двухлитровым двигателем — BMW 328. Его 2-литровый двигатель с тремя карбюраторами мощностью 96 л.с. позволял развивать скорость более 160 км/ч. Всего с 1936 по 1940 год было выпущено 462 штуки, 160 из которых сохранились до наших дней.
1937 г. — Эрнст Хенне устанавливает абсолютный рекорд скорости для мотоциклов (279.5 км/ч), который остается непревзойденным еще четырнадцать лет. Специальный завод по производству авиадвигателей открывается в Дюррерхофе возле Эйзенаха. Другой завод для массового производства закладывается в городе Аллах возле Мюнхена.
1938 г. — Родстеры BMW 328 выигрывают в своем классе тысячемильную итальянскую гонку (Mille Miglia).
1939 г. — Незадолго до начала Второй Мировой Войны компания BMW приобретает фирму Brandenburgische Motorenwerke в Берлине-Шпандау, и с ней специализированные фабрики в городах Басдорф и Цюльсдорф возле Берлина. BMW 328 побеждает в 24-часовой гонке в Ле-Мане. Георг Майер выигрывает легендарную мотогонку «Senior Tourist Trophy» на острове Мэн.
1940 г. — Начинает серийное производство авиационного двигателя 801. К 1945 году было произведено около 30 000 штук. BMW вновь с большим отрывом выигрывает итальянскую гонку Mille Miglia со своим «аэродинамичным купе», построенным на базе 328 — «aerodynamic coupe», финишировав 1, 3, 5 и 6. Машины для этой гонки имели двигатель мощностью 135 л.с. (всего 5 кг. на л.с.) и развивали скорость 200 км/ч.
1941 г. — Из-за войны производство мотоциклов BMW постепенно перемещается в Эйзенах. Автомобильное производство временно остановлено. С 1929 года было произведено 81228 машин BMW.
1943 г. — Реактивный самолет BMW совершает свой первый полет. Индекс модели — 109-003. Первый реактивный самолет с двигателем BMW — Arado 234. В следующем году один из первых в мире реактивных двигателей пойдет в производство.
1944 г. — BMW проводит испытания военных ракет в Басдорфе и Цюльсдорфе.
1945 г. — К концу Второй Мировой войны заводы BMW лежат в руинах. Фабрики в Басдорфе и Цюльсдорфе, Эйзенахе и Дюррерхофе потеряны, завод в Мюнхене демонтирован. Победившие союзники вводят трехлетний мораторий на производство, поскольку компания участвовала в поставках авиадвигателей и ракет.
1948 г. — Одноцилиндровый мотоцикл BMW R24 (247 см3, 12 л.с.) стал первым послевоенным продуктом фирмы. Производство начато на заново отстраивающейся фабрике в Мюнхене. Поскольку все чертежи были утеряны после войны, размеры конструкции брались с довоенного образца R12. Одноцилиндровый маломощный двигатель — результат все еще действующих на фирму послевоенных международных ограничениий.
1949 г. — Мотоцикл R25/3 (cлегка модернизированный R24) в период послевоенного экономического подъема стал самым продаваемым за всю историю фирмы. За несколько лет продано почти 50 тысяч штук.
1950 г. — Возобновлено производство двухцилиндровых мотоциклов с двигателем Boxer. BMW представила модель R51/2.
1952 г. — Выпущен первый послевоенный автомобиль. Им стал большой и дорогой седан BMW 501 (V-образный 8-цилиндровый двигатель, 95 л.с. при 4800 об/мин). Два года спустя появилась модификация этого автомобиля BMW 502 (V8 2580 см3, 100 л.с.) с максимальной скоростью 160 км/ч.
С моделью R68 BMW возвращает себе имя производителя лучших мотоциклов. В стандартном нефорсированном варианте мотоцикл развивал скорость 160 км/ч.
1954 г. — Начат выпуск легендарного спортивного мотоцикла RS с максимальной скоростью 200 км/ч. С ним в том же году BMW завоевала титул чемпиона мира в гонках на мотоциклах с коляской. Этот титул бессменно удерживался BMW в течение последующих 20 лет.
1955 г. — Вновь заработал завод BMW по производству авиадвигателей в Аллахе — BMW Triebwerk GmbH.
Модели R50 (494 см3, 35 л.с.) и R60 — новое поколение мотоциклов BMW с рычажной подвеской обоих колес.
Фирма приступила к выпуску сверхмалого автомобиля BMW Isetta «мотокупе». Эта машина — компромисс между автомобилем и мотоциклом с оригинальной конструкцией кузова (передняя дверь). Она обладала 1-цилиндровым 4-тактным двигателем (от мотоцикла R25) с воздушным охлаждением (245 см3, 12 л.с.) и максимальной скоростью 85 км/ч.
1956 г. — Спортивные двухместные автомобили BMW 503 и 507 стали сейчас редким предметом коллекционирования. Машины выполнены на раме с алюминиевым кузовом. V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 3168 см3, 150 л.с. при 5000 об/мин. Максимальная скорость — 200 и 220 км/ч в зависимости от коробки передач. Разгон с 0 до 100 км/ч — 11,5 секунд. Всего 412 и 253 экземпляров соответственно выпущено с 1956 по 1959 год.
1956 г. — BMW 507 выигрывает немецкую горную гонку в Альпах, несмотря на сильную конкуренцию Ferrari. В следующем году успех в этой гонке повторен.
1959 г. — Вследствие потери рынка дорогих лимузинов после неудачи BMW 501, фирма выставлена на продажу. Но прекращение существования BMW было предотвращено стараниями мелких держателей акций, персонала фирмы и дилеров. BMW сменила руководство и выстояла.
Модель BMW 700 — быстрый сверхмалый автомобиль. Это купе с 2-цилиндровым двигателем всего 700 см3 и мощностью 30 л.с. (40 л.с. в спортивной версии) развивало скорость 135 км/ч.
1962 г. — Появление 4-дверного седана 1500 (4-цилиндра, 1499 см3, 80 л.с. при 5700 об/мин, 148 км/ч) ознаменовало создание новой философии дизайна автомобилей BMW. Эта машина стала предшественником «нового класса» небольших полуспортивных автомобилей.
1964 г. — Новые спорткупе 1800TI мощностью 110 л.с. на базе стандартной модели 1500 выигрывают 27 гонок из 28, в которых они принимали участие. Тюнинговый вариант этой модели со 130 л.с. и временем разгона от 0 до 100 за 9,2 секунды стал одной из лучших шоссейных гоночных машин того времени при весьма незначительных внешних отличиях от серийной модели.
1965 г. — Отделение BMW Triebwerkbau GmbH продано. На ближайшие 25 лет компания BMW полностью прекращает строить авиационные двигатели.
1966 г. — BMW начинает производство следующей серии с новой двухдверной версии модели 1600. Этот автомобиль впоследствии положит начало Серии 3. BMW 2000TI впервые ставит время кольца Нюрнбургринг меньше 10 минут. Интересно, что в том же году в гонках Formula 1 на этой трассе болиды не смогли опустить время ниже 7 минут.
1967 г. — BMW приобретает предприятие Hans Glas GmbH в Дингольфинге и впоследствии строит там еще один завод.
1969 г. — Повышенный спрос на мотоциклы приводит к стремительному возрождению рынка двухколесного транспорта. BMW переносит производство мотоциклов на свой третий завод в Берлине. Появление моделей серии /5 возвещает о рождении радикально нового мотоциклетного дизайна.
1970 г. — Второй автомобильный завод компании BMW строится в Дингольфинге. Начинает работу центральный склад запчастей. Четвертая фабрика строится в Ландсхуте, и также закладывается первый камень для футуристического здания главного офиса группы в Мюнхене. Под Мюнхеном открыт первый испытательный полигон.
1972 г. — Первая машина Серии 5 выпущена в год мюнхенских Олимпийских Игр (первый кузов серии — E12). Исследования в области турбодвигателей, а также электрические BMW, предназначенные для спортивной братии, остаются прототипами. Основывается отделение BMW Motorsport GmbH. BMW строит сборочный завод в Южной Африке.
1973 г. — Компания переезжает в новый офис в Мюнхене и официально открывает завод в Дингольфинге. Модель BMW 2002 Turbo становится первым в мире автомобилем массового производства с турбодвигателем. Начат выпуск мотоцикла R90S (898 см3, 67л.с.)
BMW — чемпион европейской Formula-2, европейского чемпионата Touring Car, чемпионата мира мотоциклов с коляской (последнего — в 20-й раз). Мотоциклетное отделение BMW празднует свою пятидесятую годовщину — построено 500,000 мотоциклов. Во Франции открыто первое европейское отделение. Также открыт офис BMW в Северной Америке. Осенью разражается первый нефтяной кризис.
1974 г. — BMW 3.0 CSL впервые выставляет на гонки автомобиль с системой ABS. На BMW вводится система накопления капитала для работников.
1975 г. — Запущена в производство Серия 3 (первым в серии стал кузов Е21). Александер Калдер создает первый автомобиль BMW Art Car.
1976 г. — Публике представляются автомобили Серии 6 с кузовом купе. Мотоцикл R100/7 (980 см3, 60 л.с.) — первый BMW с объемом 1000. R100 RS (980 см3, 70 л.с.) — первый в мире с штатным полным обтекателем. BMW образует холдинговые компании за границей.
1977 г. — Запущена в производство Серия 7 (первым в серии стал кузов E23). Президент Вальтер Шил торжественно открывает строительство нового завода по производству мотоциклов в Берлине. На водительских курсах BMW начинается программа дорожной безопасности.
1979 г. — Компания BMW разрабатывает первые двигатели с цифровым электронным управлением (DME), выпускает первый бронированный BMW, начинает исследования в области двигателей, работающих на водороде, и сотрудничает с компанией Steyr-Daimler-Puch. Также основывается компания Spielmotor Munich — в первый раз промышленная компания объединяет усилия с местными властями для проведения культурных мероприятий.
Первое собрание контрольного совета BMW проходит при одинаковом количестве акционеров и работников компании. Запускается в производство модель M1 (кузов Е26). Победа BMW в чемпионате Германии по мотокроссу. Первый успех фирмы в осваиваемой области кроссовых мотоциклов.
1980 г. — Начинается промышленное производство системы ABS и разработка двигателя для гонок Формулы 1. Новый off-road мотоцикл BMW R80 G/S — первый в мире с однорычажной задней подвеской и центральным амортизатором.
1981 г. — BMW первой из европейских производителей автомобилей создает филиал в Японии.
Смена кузова 5-ой серии (второй кузов серии — E28).
Француз Хубер Ариоль на мотоцикле BMW R80 G/S побеждает в ралли Париж-Дакар — сложнейшей трассе мира. Впоследствии эти соревнования BMW выигрывала еще 3 раза.
1982 г. — Запущен пятый завод BMW в Штейре. Принято решение о создании шестого завода в Регенсбурге.
Команда March BMW в шестой раз становится чемпионом в европейской Formula 2. C 1973 года BMW Motorsport выпустила около 500 двигателей M12 объемом 2 литра для соревнований Formula 2. Последние версии развивали 315 л.с. при 9500 об/мин.
1983 г. — Нельсон Пике завоевывает титул чемпиона Formula 1 на болиде Brabham-BMW. Двигатель M13 BMW Motrsport объемом 1.5 литра обладал 16-клапанным механизмом газораспределения, турбонаддувом и интеркулером на 2.8 бар. Мощность превышала 800 л.с. Потребовалось менее 2-х лет участия BMW в гонках Formula 1 для достижения наивысшего успеха.
Состоялось официальное открытие новой мотоциклетной фабрики в Берлине. Начато производство мотоциклов серии K с горизонтально расположенным рядным двигателем. Базовая модель — K100 (987 см3, 90 л.с.)
Запущен в серийное производство первый дизель BMW (турбо-дизель M21 для модели 524td).
Смена кузова 3-ей серии (второй кузов серии — E30).
BMW — первая фирма, выступившая на Женевском Конгрессе с предложением о наложении запрета на использование тетраэтилсвинца в бензине на территории Европы.
1984 г. — Появились первые европейские модели BMW с катализатором.
Создано отделение BMW Technik GmbH.
1985 г. — Компания производит более 37 тысяч мотоциклов в год.
BMW 325iX — первый полноприводной автомобиль BMW.
1986 г. — BMW проводит крупнейшую ретроспективную автомобильную выставку «100 лет автомобилеcтроения».
Смена кузова 7-ой серии (второй кузов серии — E32).
Небывалый успех продаж на рынке США: 96800 машин.
Вместе с 13-ю другими европейскими производителями автомобилей BMW работает над проектом «Прометей» оптимизации движения транспорта в 90-х годах.
1987 г. — Смена кузова 5-ой серии (третий кузов серии — E34).
BMW представляет первый после войны немецкий 12-цилиндровый двигатель.
Разработана электронная система впрыска для дизелей.
Система бортовой диагностики доступна на всех моделях автомобилей BMW.
Разработана электронная педаль акселератора.
BMW приобретает второй испытательный полигон на юге Франции.
Роберто Равагли с автомобилем BMW M3 завоевывают чемпионский титул на единственном проводившемся чемпионате мира в классе Touring.
1988 г. — Запущено производство первой модели BMW Technik GmbH — Z1 Roadster.
BMW впервые в мире оснащает мотоцикл ABS (модель K100). Вскоре на этой же модели, и тоже впервые, был установлен каталитический конвертор.
В Москве открылся сервис-центр BMW.
1989 г. — Достигнута отметка в полмиллиона автомобилей в год. Компания имеет годовой оборот в 20 миллиардов марок. Куплена земля в Вакерсдорфе для строительства седьмой фабрики. Приобретена фирма Kontron GmbH.
Начато производство K1 — первого в мире мотоцикла, оснащенного DME.
В производстве больших спорт-купе на смену 6-й серии пришла 8-я (кузов — E31).
1990 г. — В год воссоединения Германии компания BMW возвращается к своим корням производителя авиамоторов, основав отделение BMW Rolls Royce GmbH. Официально открывается Центр исследований и разработок в Мюнхене, а в Айзенахе закладывается первый камень восьмого сборочного завода компании.
Третий год подряд читатели самого большого в Европе автомобильного журнала «AMS» выбирают автомобили BMW 3-й, 5-й и 7-й Серий «лучшими в мире» в своем классе.
1991 г. — Особенно успешный год: BMW празднует свой юбилей — 75 лет. Представляется анализ технической осуществимости для электромобилей, и BMW получает золотую награду в области дорожной безопасности за свою приверженность к квалифицированному обучению водителей.
В Швеции основывается пятнадцатая по счету компания для продажи автомобилей BMW за границей. Антиблокировочная система тормозов теперь входит в стандартное оснащение всех машин BMW. Присуждается первая премия BMW за вклад в науку (BMW Scientific Award).
1992 г. — BMW производит 598,000 автомобилей и 35,000 мотоциклов. Модель M3 пожинает лавры в гонках на родине и за границей, раз за разом укрепляя свои позиции самой успешной гоночной машины в классе «туризм» . Группа BMW усиливает свои производственные мощности еще двумя заводами.
Отделение BMW Fahrzeugtechnik GmbH начинает инструментальное производство в Айзенахе. В городе Спартанбург, штат Южная Каролина, начинается строительство автомобильного завода в Северной Америке. BMW становится самой популярной маркой в высшем сегменте мирового автомобильного рынка.
1993 г. — Бернд Пишетсридер назначается новым председателем управляющего совета компании, заменив Эберхарда фон Кюнхайма, который за 23 года своего председательства увеличил обороты компании в 18 раз. За этот период производство автомобилей увеличилось в четыре раза, а мотоциклов — в три.
Эберхард фон Кюнхайм становится членом контрольного совета компании BMW . BMW попадает в газетные заголовки во время международного автосалона во Франкфурте, где компания запускает новую концепцию под лозунгом «Мобильность есть жизнь» («Mobility is Life»), показывающую компанию в эволюции от производителя классических моделей авто и мотоциклов до поставщика мобильности в полном смысле слова.
Предприятие BMW Rolls-Royce GmbH получает первые большие контракты на производство своих авиадвигателей. Его производственно-исследовательский центр в городе Далевитц возле Берлина выходит на проектную мощность. С конвейера в Мюнхене сходит пятимиллионный автомобиль BMW.
Выпущен новый двигатель Boxer с 4-мя клапанами на цилиндр для серии R. Новый мощный Boxer — BMW R1100 RS.
1997 г. — На Международном Автосалоне во Франкфурте BMW представила R 1200 C — абсолютно новое толкование мотоцикла в стиле «cruiser». Сенсационный дизайн, сочетающий традиционные и футуристические стилистические элементы, специально разрабатывался для этого «мотоцикла чувств».
В том же году BMW представила автомобиль мечты, который заставил подпрыгнуть сердца знатоков. Родстер M воплотил в себе идеал чистопородного спортивного автомобиля, как ни один BMW до этого. Его 321-сильный двигатель M3 гарантирует захватывающую езду.
Выходит на сцену универсал 5 Серии, представленный в 1995 году. Он сочетает спортивную элегантность с гибкими возможностями использования. Особенно способствует этому компактная задняя ось и практически горизонтально расположенные амортизаторы. Бывший глава отделения BMW Motorsport Карл-Хайнц Кальбфелль преподнес всем особый сюрприз: он объявил о возвращении компании BMW в Формулу 1 в 2000 году.
1998 г. — Пятое поколение успешных седанов 3 Серии дебютировало весной. Переработанная во множестве деталей, новая 3 Серия предлагает не только исключительный внешний вид, но и самые современные двигатели, новейшие технологии подвески и лучшие в своем классе стандарты безопасности.
В первый раз в истории компания BMW открыла двумя собственными машинами класс прототипов в 24-часовой гонке в Ле-Мане, но смелый проект закончился очень быстро: обе машины сошли с трассы из-за утечки масла. Это был неудачный день для команды BMW Motorsport: машина BMW V12
Le Mans экипажа Стива Сопера, Тома Кристенсена и Х.-Дж. Штука в тот момент вела гонку в своем классе. В 1998 отделение BMW M GmbH также представило две абсолютно новые модели: купе M — возможно, самую будоражащую комбинацию скорости и стиля,сочетающую в себе все качества абсолютно прототипичного автомобиля. Новый M5 также наделал много шуму: развивая 400 л.с. (294 кВт), он является самым мощным BMW M5 всех времен.
1999 г. — Начало года ознаменовалось дебютом BMW X5, который стал первым в мире Спортивным Автомобилем для Активного Отдыха (Sports Activity Vehicle): машина, уникальным образом сочетающая элегантность и практичность, открывая тем самым новое измерения мобильности.
[add-bookmark]
Данные по авиационным двигателям фирмы bmw, производившимся или разрабатывавшимся во второй половине 1930-х годов и в годы вмв
Табл. 1
Тип двигателя | BMW-Xa | BMW-Hornet | BMW-132K | BMW-801A, C | BMW-801D | BMW-801E, S | BMW-801J |
Дата начала раз-ки | |||||||
Дата первых исп-ний | |||||||
Дата начала произв | 1931 | 1929 | 1940 | 1941 | 1941 | 1943 | 1943 |
Число цилиндров | 5 | 9 | 9 | 14 | 14 | 14 | 14 |
Исполнение | Однорядная звезда | Однорядная звезда | Однорядная звезда | 2-х рядная звезда | 2-х рядная звезда | 2-х рядная звезда | 2-х рядная звезда |
Охлаждение | Воздушное | Воздушное | Воздушное | Воздушное | Воздушное | Воздушное | Воздушное |
Диаметр*ход поршня, мм | 90×90 | 155,6×161,9 | 155,5×162 | 156×156 | 156×156 | 156×156 | 156×156 |
Рабочий объём, литр | 2,92 | 27,7 | 27,7 | 41,8 | 41,8 | 41,8 | 41,8 |
Степень сжатия при октановом числе бензина | 5,7 | 5 | 6,5 (87) | 6,5 (87) | 7,2 (95) | 7,2 (95) | 7,2 (95) |
Нагнетатель | Одно ступенчатый 1 скоростной | Одно ступенчатый 2-х скоростной | Одно ступенчатый 2-х скоростной | Одно ступенчатый 2-х скоростной | Одно ступенчатый турбокомпрессор | ||
Размеры | |||||||
Длина, мм | 1116 | 1249 | 2006 | 2006 | 2044 | 2420 | |
Макс. ширина, мм | 1390 | 1380 | 1290 | 1290 | 1290 | 1440 | |
Сухой вес, кг | 73 | 355 | 525 | 1010 | 1010 | 1015 | 1380 |
Взлётная мощность, кВт (л.с.) | 50 (68) | 385 (525) | 610 (830) | 1175 (1600) | 1270 (1730) | 1470 (2000) | 1330 (1810) |
при об/мин | 2300 | 1900 | 2250 | 2700 | 2700 | 2700 | 2700 |
Боевая мощность | |||||||
и при наборе высоты, кВт/л.с. | 510 (690) | 1015 (1380) | 1100 (1500) | 1100 (1500) | 1100 (1500) | ||
при об/мин | 2100 | 2400 | 2400 | 2500 | 2400 | ||
Расчетная выс-ть, м | 1800 | 4600 | 5300 | 5650 | 11500 | ||
Удельный расход бензина, гр/кВт*час | 313 | 292 | 279 | 272 | 265 | 260 | |
гр/л.с.*час | 230 | 215 | 205 | 200 | 195 | 190 | |
Самолёты, на которые планир. устан. дв-ль | KI 26,M 31 | Ju 52/3m | Ar 196,He 114 | Fw-190A, Do-217 и прочие | Fw-190A, Ju-290 и прочие | Fw-190A |
Табл. 2
Тип двигателя | BMW 139 | BMW 800 | BMW 802 | BMW 803A | BMW 804 | BMW 805 |
Дата начала раз-ки | 1936/1937 | 1940 | 1939 | Середина 1939 | Сентябрь 1941 | 1941 |
Дата первых исп-ний | Весна 1937 года | Cередина 1942 | 1942 | 1943 | — | — |
Дата начала произв | Изготовлено и опробовано только 9 опытных образцов | Разработка приостан. Серийно не производился | Только опытные двигатели | Только опытные двигатели, не производился | В середине 1942 работы приостановлены | Разработка прекращена в 1944 году |
Исполнение | 14-ти цилиндровый, впрыск топлива, двойная звезда | 9-ти цилиндровый, впрыск топлива, одинарная звезда | 18-ти цилиндровый, впрыск топлива, двойная звезда | Сдвоенный дви-ль, 2-е 14-ти цилиндр-х звезды с впрыском топлива | 14-ти цилиндровый, двойная звезда | 14-ти цилиндровый, двойная звезда |
Охлаждение | Воздушное | Воздушное | Воздушное | Водяное | Воздушное | Воздушное |
Диаметр*ход поршня, мм | 155.5×155 | 156×174 | 156×156 | 160×160 | 156×156 | |
Рабочий объём, литр | 41.2 | 29,8 | 59.9 | 83.6 | 45.5 | 41.8 |
Степень сжатия при октановом числе бензина | 6.5:1 (87) | 6.5:1 (95) | 8.0:1 (95) | |||
Нагнетатель | 2-х ступенчатый | 2-х ступенчатый | Одноступенчатый 3-х скоростной | 2-х ступенчатый 4-х скоростной или одно ступенчатый 3-х скоростной | Одно ступенчатый 3-х скоростной или 2-х ступенчатый 4-х скоростной | 2-х ступенчатый 4-х скоростной |
Размеры | ||||||
Длина, мм | 1588 | 3095 | 2650 | |||
Макс. ширина, мм | 1300 | 1500 | 1340 | |||
Сухой вес, кг | 850 | 1780 | 2600 | 900 | ||
Взлётная мощность, кВт (л.с .) | 1103 (1500) | 882 (1200) | 1800 (2450) | 2940 (4000) | 1472 (2000) | 1765 (2400) |
при об/мин | 2600 | 2600 | 2950 | 2700 | 2900 | |
Боевая мощность и при наборе высоты, кВт/л.с. | ||||||
934 (1270) | 1581 (2150) | 1950 (2650) | ||||
При об/мин | 2300 | 2600 | 2500 | |||
Расчетная выс-ть, м | 4900 | 800 | 12000 | |||
Удельный расход бензина, гр/кВт*час | 306 | 408 | ||||
гр/л.с.*час | 225 | 298 | ||||
Самолёты, на которые планир. устан. дв-ль | Dornier Do 217V-7, Focke-Wulf Fw-190 V-1/V-2 | Focke-Wulf Fw 290 | Heinkel He 177, Junkers Ju 288, Blohm & Voß BV-P 200, Focke-Wulf Fw 238 II | Предусматривалось устанавливать на Focke-Wulf Ta-152 | ||
Прочее | Высотный двигатель | Изготовлено несколько опытных образцов. Один опытный двигатель с шиберным управлением опробован в DVL | с шиберным управлением | Вариант с шиберным управлением опробован на одно цилиндровом двигателе | Выполнен на базе BMW-801 A с высотностью до 12000 метров | Дальнейшая разработка высотного варианта BMW-801 c гидравлическими компенсаторами регулировки клапанов |
Что касается обеспечения немецкой промышленности необходимыми материалами. Об этом уже много раз упоминалось в различных источниках. Более наглядно об этом можно будет судить по таблице, в которой указано, сколько материалов было выделено на обеспечение потребностей сухопутных войск, Люфтваффе и Кригсмарине на первый квартал 1942 года. К сожалению, таблица далеко не полная. В ней нет данных по молибдену, вольфраму, никелю и прочим материалам.
Сухопутные войска | Люфтваффе | Кригсмарине | ||||
Tонн/месяц | необходимо | выделено | необходимо | выделено | необходимо | выделено |
Сталь | 364 170 | 350 000 | 449 360 | 259 000 | 304 000 | 157 033 |
Медь | 3382 | 2200 | 9125 | 3200 | 7733 | 2650 |
Алюминий | 4423 | 2350 | 27750 | 17480 | 5320 | 1840 |
Цинк | 256 | 145 | 425 | 180 | 541 | 160 |
Свинец | 1215 | 1015 | 4003 | 2000 | 6410 | 2925 |
Хром | 575 | 465 | 1192 | 650 | 535 | 350 |
Каучук | 230 | 100 | 1100 | 850 | 550 | 450 |
Эти данные приведены в книге: Guntram Schulze-Wegener «Die deutsche Kriegsmarine Rüsrung 1942-1945» (Вооружение немецкого ВМФ в 1942-1945-х годах). В свою очередь автор книги при составлении данной таблицы пользовался архивными документами (OKW/WiRüAmt/Ro II, Überblick über Rüstungsmaßnahmen v.3.1.
Так же как и прочие фирмы, специализирoвавшиеся на разработке и производстве авиадвигателей водяного охлаждения, фирма BMW в середине 30-х годов приняла участие в разработках 12-цилиндровых V-образных двигателей с рабочим объёмом порядка 20 литров (BMW 116 — 20,7 литра).
На испытаниях, проводившихся на испытательном стенде, этот двигатель в варианте без впрыска топлива развивал мощность 550 кВт (750 л.с.). Имелись планы по разработке более совершенного варианта с впрыском топлива. Также велись работы по разработке более мощного ВMW 117 с рабочим объёмом 36 литров. От дальнейших работ по этим двигателям RLM отказалось.
Бомбардировщик Junkers Ju 388 получил в ограниченном количестве 310 единиц высотный двигатель с турбонаддувом BMW 801J. Над маркировкой видна выхлопная труба двигателя, подведённая прямо к турбонагнетателю. Вариант высотного двигателя BMW 801 имел расчетную высотность 11 000 м.
Его устанавливали только на высотных истребителях и разведчиках Junkers Ju 388. Обычный средневысотный двигатель отличается от данного варианта отсутствием находящегося сразу на турбокомпрессором разработанным фирмой BMW и 4-х охладителей нагнетаемого воздуха выполненных в виде сегментов.
Фирмой BMW, как и прочими моторостроительными фирмами, проводились многочисленные исследования в области разработки новых вариантов двигателей. Всего известно 33 подобных проекта, получивших обозначения от BMW-800 до BMW 832. Так, например, изображенные тут проекты P-8010/Р-8013 имели обтекатели винта с регулируемыми воздухозаборниками и расположенными перед цилиндрами 2-х-ступенчатыми нагнетателями. Общая длина моторных гондол этих двигателей составляла примерно 3,3 метра, диаметр 1,45 метра.
Проект одного из 18-цилиндровых двигателей воздушного охлаждения, выполненного по схеме двойная звезда, разрабатывавшегося фирмой BMW.
- Головка цилиндров.
- Воздушный винт.
- Внешняя обшивка.
- Внутренняя обшивка.
- Регулятор воздухозаборника.
- Фильтр для очистки воздуха поступающего для создания топливо-воздушной смеси.
- 2-х-ступенчатый 4-х-скоростной нагнетатель.
- Конечный охладитель нагнетаемого воздуха.
- Выхлопной коллектор.
- Отверстие выброса отработанных газов.
- Обогреватель фильтра.
- Впускной клапан.
- Выпускной клапан.
Авиационный двигатель BMW 803 мощностью 2940 кВт (4000 л.с.) вместе со сдвоенным двигателем Daimler-Benz DB 613 были самыми мощными немецкими авиационными двигателями, созданными во время ВМВ. По целому ряду причин его разработка не продвинулась далее испытаний на стенде.
Двигатель BMW-801 также предназначался для установки на различные типы средних и тяжелых бомбардировщиков Ju 188, Do 317, Ju 290. Помимо этих бомбардировщиков двигатели BMW-801 предполагалось устанавливать на ряд других типов самолётов. На опытные образцы изготовленных в 2-х экземплярах 6-моторных Ju 390, Не 277 и на прочие боевые и транспоpтные самолёты.
Двигатели BMW-802 и BMW-803 предполагалось устанавливать на различных типах самолётов от истребителей фирмы Focke-Wulf до средних и тяжелых бомбардировщиков наподобие FW-238
Первые турбореактивные двигатели (1930–38)
- 1930: Уиттл представляет полный проект реактивного двигателя Министерству авиации . Они передают документ Алану Гриффиту из Royal Aircraft Establishment , который говорит, что идея невыполнима, указывая на математическую ошибку, отмечая низкую эффективность его конструкции и заявляя, что использование Уиттлом центробежного компрессора сделает его предложение бесполезным для самолетов. Приложения.
- 1930: Уиттл получает официальное уведомление о том, что министерство авиации не интересуется его концепцией и что они даже не считают ее достойной сохранения секретности. Он опустошен, но друзья из Королевских ВВС все равно убеждают его запатентовать идею. Это оказалось большой удачей, потому что, если бы министерство авиации сделало идею секретной, они стали бы официальными владельцами прав на концепт. В своем патенте Уиттл ловко огораживает свои ставки и описывает двигатель с двумя ступенями осевого компрессора и одной центробежной, таким образом предвосхищая оба пути.
- 1930: Шмидт патентует импульсный реактивный двигатель в Германии.
- 1931: Секондо Кампини патентует свой реактивный моторный двигатель, называя его термореактивным. (Моторный реактивный двигатель – это грубая форма гибридного реактивного двигателя, в котором компрессор приводится в действие поршневым двигателем, а не турбиной.)
- 1933: Ханс фон Охайн пишет диссертацию в Геттингенском университете , описывая двигатель, похожий на двигатель Фрэнка Уиттла , за исключением того, что в нем используется центробежный «вентилятор» в качестве турбины и компрессора. Эта конструкция тупиковая; Никакого «центробежно-турбинного» реактивного двигателя построено не будет.
- 1933: Юрий Победоносцев и Игорь Меркулов испытывают ПВРД ГИРД-04 с водородным двигателем. Первый сверхзвуковой полет реактивного объекта был осуществлен с помощью ПВРД артиллерийского старта позже в том же году.
- 1934: фон Охайн нанимает местного механика Макса Хана , чтобы тот построил прототип своей конструкции двигателя в гараже Хана.
- 1934: Секондо Кампини начинает работу над Campini Caproni CC.2 на основе своего «термореактивного» двигателя.
- 1935: Уиттл допускает прекращение действия его патента после того, как обнаруживает, что не может заплатить 5 фунтов стерлингов за продление. Вскоре после этого к нему обращаются бывшие офицеры ВВС Великобритании Рольф Дадли-Уильямс и Джеймс Коллингвуд Тинлинг с предложением создать компанию для разработки его конструкции, и создается компания Power Jets , Ltd.
- 1936: бывший профессор представляет фон Охайна Эрнсту Хейнкелю . После того, как инженеры Heinkel в течение нескольких часов задавали вопросы, они пришли к выводу, что его идея подлинна. Хейнкель нанимает фон Охайна и Хана, устраивая их на заводе в Ростоке .
- 1936: Юнкерс начинает работу над проектами осевого турбовинтового двигателя под руководством Герберта Вагнера и Адольфа Мюллера .
- 1936: Юнкерс Моторен (Jumo) сливается с Юнкерсом , ранее независимыми компаниями.
- 1936: Стационарная газовая турбина установлена на нефтеперерабатывающем заводе Sun Oil в Маркус Хук , Пенсильвания.
- 1936: Французский инженер Рене Ледюк , независимо заново открывший для себя конструкцию Рене Лорина , успешно демонстрирует первый в мире действующий ПВРД . В Armee де l’Air заказывает прототип самолета, то Ледюка 010 , через несколько месяцев.
- Апрель 1937: экспериментальный центробежный двигатель Уиттла испытывается на британском заводе Thomson-Houston в Регби.
- Сентябрь 1937: экспериментальный центробежный двигатель Heinkel HeS 1, работающий на водороде , проходит испытания в Хирте.
- Сентябрь 1937 г .: Heinkel HeS 1 фон Охайна переоборудован для работы на бензине . Эрнст Хейнкель дает добро на разработку летного двигателя и испытательного самолета для его установки.
- 1937: Хейн Констант , партнер Гриффита в RAE , начинает переговоры с Metropolitan-Vickers (Метровик), британской фирмой тяжелой промышленности, о разработке турбовинтового двигателя Гриффита.
- 1937: В Юнкерсе Вагнер и Мюллер решают преобразовать свою работу в чистый реактивный самолет.
- 1938: Metrovick получает контракт от Министерства авиации на начало работы с Constant.
- 1938: Дьёрдь Ендрассик начинает работу над турбовинтовым двигателем собственной конструкции.
- Апрель 1938 года: Ханс Маух принимает на себя руководство отделом разработки ракет RLM . Он расширяет круг ведения своего офиса и начинает масштабный проект по разработке самолетов под руководством Гельмута Шельпа . Маух отвергает Heinkel и Junkers , сосредотачиваясь только на двигателях «большой четверки»: Daimler-Benz , BMW , Jumo и Bramo . Маух и Шелп посещают всех четверых в течение следующих нескольких месяцев и находят их незаинтересованными в концепции реактивного самолета.
- 1938: Небольшая команда в BMW под руководством Германа Остриха создает и запускает простой термореактивный двигатель, что быстро подтолкнуло их к созданию настоящего реактивного двигателя.
- 1938: Завершено строительство реактивного стенда Heinkel He 178 V1 в ожидании двигателя.
- 1938: Испытания “летного” двигателя Heinkel HeS 3 . Это первый действительно пригодный для использования реактивный двигатель. Позднее в том же году двигатель установлен на Heinkel He 118 , и в конечном итоге он станет первым самолетом, оснащенным только реактивной мощностью. Этот двигатель испытывают до тех пор, пока через несколько месяцев он не сгорит, и второй готовится к полету.
- 1938: Осевой двигатель Вагнера проходит испытания в Юнкерсе .
- 1938: Мессершмитт начинает эскизный проект двухмоторного реактивного истребителя под руководством Вальдемара Войта . Эта работа превратилась в Messerschmitt Me 262 .