Какова функция крышки радиатора и какие симптомы указывают на то, что ее необходимо менять – AvtoTachki

Какова функция крышки радиатора и какие симптомы указывают на то, что ее необходимо менять - AvtoTachki BMW

– Утечки антифриза

Если вы заметили охлаждающую жидкость возле радиатора или крышки радиатора, у вас явно есть утечка охлаждающей жидкости. Проверьте, есть ли в радиаторе отверстия, а также не выглядит ли крышка изношенной или поврежденной. Вы должны произвести необходимый ремонт до того, как в радиаторе закончится антифриз и это вызовет другие неисправности.

– Белый налет на радиаторе

Когда охлаждающая жидкость вытекает из заливной горловины, она часто оставляет после себя белые полосы. Хотя утечка охлаждающей жидкости из-под крышки радиатора может быть незаметна, обратите внимание на эти белые полосы. 

Этот белый осадок указывает на то, что крышка протекает под давлением или периодически.

– Переполненный бак

Крышка радиатора сбрасывает избыточное давление, направляя некоторое количество охлаждающей жидкости в расширительный бачок. Если крышка плохая, охлаждающая жидкость может вытекать слишком быстро, что приведет к переполнению бачка.

– Сломанный шланг радиатора

Крышка радиатора может быть повреждена, если патрубок радиатора сломается. Крышка радиатора не будет выпускать вакуум должным образом, что приведет к разрушению шланга радиатора во время периода охлаждения.

Атмосферный клапан

Именно
через впускной клапан антифриз устремляется из расширительного бачка в
радиатор. Это случается, когда образуется вакуум. Его легко заполняет
дополнительная «порция» охлаждающей жидкости. Диагностику выполняют так:

  1. Аккуратно пальцем приподнимают
    пятачок клапана. Если он исправен, то движется без серьезного сопротивления.
    Нужно проделать манипуляцию несколько раз, чтобы убедиться, что клапан
    работает.
  2. Завинчивают пробку на место.
    Снимают шланг с расширительного бачка и пытаются с силой дунуть в радиатор.
    Когда давление станет подходящим, воздух начнет проникать сквозь клапан. Это
    хороший знак.

Таким
нехитрым способом можно убедиться в работоспособности пробки. Если тест
закончился положительно, с заменой детали можно повременить.

Выбор
новой крышки

Основной критерий, на
который нужно обращать внимание — диапазон рабочего давления. Производители
указывают его на лицевой или обратной стороне крышки. Стандартное значение для
легковых машин лежит в диапазоне от 0,9 до 1,1 Бара.

Сейчас в продаже есть
тюнингованные пробки с завышенными значениями давления. Это сделано, чтобы
повысить градус кипения ОЖ. Тогда КПД силового агрегата повысится. Но эта
«фишка» нужна лишь гоночным автомобилям. Если водитель перемещается в городской
черте со средней скоростью, ему не требуется подобная крышка. Ведь она создает
опасности:

  1. Быстрая деградация тосола. У
    жидкости есть диапазон температур, за который не надо перешагивать.
  2. Большое напряжение системы охлаждения.
    Самые безобидные последствия — лопнет патрубок.
Лучше ознакомиться с технической документацией на автомобиль, найти
номер крышки по каталогу и заказать аналогичную. В идеале следует покупать
только оригинал. Но и заменитель справится с задачей, если изготовлен надежным
производителем.

Крышка радиатора способна
натворить немало бед, если оставить вопрос ее замены на произвол судьбы.
Основной сигнал о неисправности — подтекание охлаждающей жидкости под пробку. О
проблемах могут рассказать раздутые или сплющенные патрубки. Проверить деталь
можно с помощью компрессора или самодельным прибором. Порой достаточно простого
осмотра. Треснувшая прокладка и неисправные пружины клапанов — косвенные
признаки поломки.

Герметичность прокладки

Мы
упоминали выше, что утечку диагностировать не так легко. Если антифриз вытекает
из системы по капле, понадобится радикальный метод проверки. Сначала нужно
замешать крепкий мыльный раствор. Из такого делают воздушные пузыри. Этой
субстанцией следует обмазать крышку снизу.

Схема
проверки крышки радиатора мыльным раствором и воздухом

На
следующем этапе снимаем шланг с расширительного бачка и медленно «надуваем»
радиатор. Через некоторое время из пробки начнет выходить воздух. А если
нарушена герметичность прокладки, то мыльный раствор пойдет пузырями. Это
верный сигнал неисправности.

Диагностика

Есть
несколько способов выявить поломку. Рассмотрим их подробнее. Все манипуляции
следует выполнять на остывшем моторе. Иначе есть риск обжечь руки или получить
струю раскаленного пара прямо в лицо. Ведь антифриз очень горячий и находится
под высоким давлением. Возможные действия:

  1. Осмотр на глаз. Признаки
    механической деформации видны сразу. Это трещины, сколы, «разбухание»
    прокладки.
  2. Можно заняться тестированием
    пружин: сжать и посмотреть, как металл обеспечивает работоспособность.
  3. Не помешает проверить впускной
    клапан. Для этого его нужно оттянуть и проконтролировать возврат на место.

Проверка
состояния крышки радиатора

Порой
на седло клапана попадает грязь. Тогда появляется зазор, который мешает
правильной работе. В этом случае можно попытаться почистить седло
самостоятельно. Но если на поверхности есть вмятины или выбоины, крышка пришла
в негодность.

Паровой клапан

Первым
делом нужно найти точку «подключения» к системе. Для этого достаточно снять
один из второстепенных патрубков. Например, тот, что идет на подогрев
коллектора или заслонки, подойдет наилучшим образом. К патрубку следует
подключить автоматический насос с манометром и нажать на кнопку ON.

По
мере нагнетания воздуха начнет расти давление. В определенный момент крышка
издаст шипящие и булькающие звуки. Нужно записать показания манометра и
сравнить его с нормативным, которое должен обеспечивать клапан. Нет расхождений
или оно минимальное? Значит все в порядке.

Кстати. Нельзя резко
сбрасывать воздух из системы. Его нужно стравливать очень медленно, чтобы
жидкость случайно не выплеснулась наружу.

Признаки неисправности

Самый
явный признак — подтекание ОЖ — охлаждающей жидкости из-под пробки. Но не
всегда симптом бывает заметен невооруженным взглядом. Поэтому следует проверить
состояние патрубка радиатора:

  • раздулся — перестал работать перепускной клапан;
  • сжался — сломался атмосферный клапан.
Если патрубок внешне выглядит
нормальным, нужно сжать его рукой, когда мотор прогреется. Слишком эластичные
стенки говорят о том, что крышка не справляется с поддержанием давления. Ее
пора менять.

Есть
и другие признаки, по которым можно диагностировать неисправность. Например,
деформация и растрескивание резиновой уплотнительной прокладки.

Еще
один знаковый критерий — искривление или расслабление пружины перепускного
клапана. В этом случае пробку тоже придется сменить на новую. Кроме того, в
случае неисправности уровень ОЖ в расширительном бачке почти не меняется, хотя
в норме должен увеличиваться после прогрева.

Самодельный тестер

На
рынке есть заводские приборы, способные выявить неисправность крышки. Но их
цену не назовешь низкой. Подобное оборудование понадобится разве что для
автосервиса. Для личного пользования можно собрать импровизированный тестер.
Вот принципиальная схема:

Схема самодельного тестера для проверки крышки радиатора

Главный
блок — бачок, обрезанный со сломанного радиатора. Состояние сот не играет роли.
Важно, чтобы емкость была герметичной. К ней следует присоединить ниппель от
автомобильной шины. На него легко накручивается шланг компрессора. По
встроенному манометру можно наблюдать за изменением давления.

Тип мотора

Давление открытия перепускного клапана, кПа

Давление открытия атмосферного клапана, кПа

Дизельный

107,9±14,7

83,4

Бензиновый

83-110

7

Если клапаны крышки
работают в пределах указанных диапазонов, значит ее не время менять. В
противном случае следует приобрести новую. Прибор долго собирать. А главный
недостаток состоит в том, что он не универсальный. Форм-фактор пробок и
горловин радиатора отличается для разных марок и моделей автомобилей.

Устройство и принцип работы

Основная
задача крышки — поддерживать в системе повышенное давление. Оно нужно, чтобы
увеличить температуру кипения охлаждающей жидкости. Иначе при горячем моторе
тосол будет постоянно выпариваться. Если в радиатор залита вода, она закипит не
при 100°C, а при 105°C. Тосол и вовсе начнет «пузыриться» только при 120°С.
Рассмотрим устройство пробки:

Устройство крышки радиатора автомобиля

На
рисунке под номером 1 изображена эластичная прокладка. Она нужна для
уплотнения. Цифра 2 — пружина парового клапана, а 3 — тарелка парового клапана. Деталь 4 — пружина воздушного клапана, а 5 — его
тарелка.

Внутри
пробки есть два клапана:

  1. Перепускной, он же паровой. Убирает из системы лишнее давление на
    прогретом двигателе.
  2. Атмосферный или впускной. Плавно выравнивает давление с
    атмосферным, когда мотор остывает.
Чем грозит неисправность
крышки? Охлаждающая жидкость начнет кипеть. Двигатель перегреется. Высокое
давление сорвет патрубок, а в радиаторе может появиться трещина. Но при
максимальной неудаче возникнет деформация ГБЦ — головки блока цилиндров.
Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector