ГУР или ЭУР: преимущества и недостатки усилителей рулевого управления

ГУР или ЭУР: преимущества и недостатки усилителей рулевого управления BMW

Что лучше: гур или эур?

Свои преимущества и недостатки есть у каждой из указанных систем.

Гидроусилитель рулевого управления является более громоздкой, но в то же время более дешевой в производстве системой, что в конечном итоге сказывается на стоимости автомобиля, оснащенного ГУР. Сегодня гидроусилителями рулевого управления оснащают в основном автомобили бюджетного класса и мощные внедорожники.

Недостатков у данного механизма больше. Во-первых, в автомобиле с гидроусилителем руля нельзя держать рулевое колесо в крайнем положении более пяти секунд, иначе произойдет перегрев масла в системе, что приводит к поломке ГУР. Во-вторых, гидроусилитель нуждается в периодическом обслуживании (раз в один – два года): необходимо менять жидкость, следить за уровнем масла в системе, проверять состояние приводов, целостность шлангов и насоса усилителя.

В-третьих, работа насоса гидроусилителя напрямую связана с двигателем, поэтому насос постоянно отбирает у мотора часть мощности, которая при прямолинейном движении, когда ГУР не задействован, расходуется впустую.

В-четвертых, в гидроусилителе нельзя настроить режимы работы механизма в зависимости от условий движения. В-пятых, ГУР обеспечивает хорошую информативность рулевого управления на малых скоростях, но на высоких «обратная связь» в значительной мере ослабевает.

В отличие от гидроусилителя руля, ЭУР является более прогрессивной системой, имеющей, однако, и свои недостатки. Так как их меньше, чем у ГУР, то сперва скажем о них. Во-первых, это более высокая стоимость, а во-вторых – меньшая, как указывалось выше, мощность электромотора, из-за чего данный тип усилителя в основном устанавливается на легковые автомобили. Впрочем, с каждым годом конструкция ЭУР совершенствуется, что позволяет нивелировать упомянутые недостатки.

К преимуществам ЭУР можно отнести, во-первых, простоту его конструкции, и, как следствие, обслуживания. Электроусилитель не имеет жидкостей, шлангов, насоса, которые нуждаются в периодическом осмотре и обслуживании. Единственное, за чем нужно следить – это за состоянием подшипников качения.

Во-вторых, ЭУР компактнее, чем гидроусилитель, не занимает много места, а у некоторых моделей автомобиля устанавливается на рулевой вал в салоне, а не под капотом, что обеспечивает долговечность его эксплуатации (нет перепада температур и влажности, которые приходится испытывать узлам ГУР).

В-третьих, электроусилитель помогает экономить топливо, так как его мотор, в отличие от насоса гидроусилителя, начинает работать только при повороте руля, к тому же он не отбирает мощность у двигателя. В-четвертых, через ЭБУ можно настроить режимы работы электроусилителя в зависимости от условий, в которых эксплуатируется машины.

Принцип работы гур и эур

Гидравлический усилитель вращения рулевой колонки появился еще в прошлом столетии и поначалу устанавливался на грузовики. В 80-е годы он перекочевал на легковые авто, где верой и правдой служит по сей день. На данный момент гидравликой оснащается примерно 60% новых машин.

Чтобы увидеть разницу одного усилителя руля от другого, нужно рассмотреть принцип действия обоих механизмов. ГУР – это достаточно сложный узел, состоящий из нескольких отдельных элементов:

  • насос, связанный ременной передачей с коленчатым валом двигателя;
  • расширительный бачок для гидравлической жидкости;
  • поршень, установленный в рулевой рейке;
  • гидро-распределитель, задающий направление движения поршню.

Перечисленные элементы соединены металлическими трубками с циркулирующей жидкостью. Ее задача – в нужный момент передать создаваемое насосом давление поршню, толкающему вал рейки и таким способом помогающему поворачивать колеса машины. В целом ГУР работает так:

  1. После запуска двигателя насос, вращаемый коленвалом, накачивает давление в системе. Пока вы не трогаете баранку, излишек давления сбрасывается в расширительный бачок.
  2. При попытке повернуть руль распределитель, установленный на его валу, открывает нужную магистраль и направляет жидкость в одну из камер, находящуюся с правой или левой стороны от поршня.
  3. Под давлением поршень перемещается и толкает вал рулевой рейки одновременно с тягой, присоединенной к поворотному кулаку переднего колеса.
  4. Если баранку повернуть в другую сторону, распределитель перекроет первую магистраль и откроет вторую, давление возникнет в другой камере и поршень двинется в обратном направлении.

Чем резче и сильнее вы вращаете рулевое колесо, тем большее давление передается в одну из камер и возрастает усилие, прилагаемое к повороту колес. Система реагирует только на поворот основного вала, а при движении по прямой либо стоянке с запущенным двигателем она продолжает работать, но на рейку не действует.

Отличие электрического усилителя руля от ГУР заключается в перемещении вала рейки электродвигателем, управляемым отдельным электронным блоком (ЭБУ). Алгоритм работы такой:

  1. После запуска двигателя на блок управления подается напряжение, но ЭУР остается в бездействии.
  2. Малейший поворот баранки улавливает специальный датчик, передающий импульс ЭБУ.
  3. По сигналу датчика контроллер дает команду электродвигателю вращать рулевой вал в ту или иную сторону посредством шестеренчатой передачи.

Скорость вращения вала электродвигателя и мощность усиления определяется с помощью второго торсионного датчика, скручивающегося при резком повороте руля.

Надежность

Слабое место в
гидроусилителе – это насос. С ним может произойти все, что угодно –
изнашивается редукционный клапан, подшипник, лопатки ротора, люфтит вал и даже
лопается корпус. Благо, случается это не сразу, и вовремя заметив гудящий
насос, можно обойтись мелким ремонтом.

Что касается пробега, гидроусилитель
зачастую «делает мозги» после 200 тысяч километров. «Золотое правило» опытных
водителей – при неисправности проверять работу всех элементов и менять
подозрительные сразу. Тщательно перебрав насос один раз, больше не будет
проблем при его эксплуатации даже через 150 тысяч километров.

Насос ГУРа в разобранном виде

Электроусилитель не
имеет сложной агрегатной части, но тоже порой дает сбои. В основном это
электроника. Вот лишь малая часть проблем, с которыми владельцы сталкиваются на
промежутке в 100-200 тысяч километров:

  • неисправность
    сигнальных датчиков;
  • ошибки в
    программном обеспечении;
  • нарушение
    калибровки датчика положения руля;
  • нарушение питания
    электроусилителя;
  • износ и люфт
    привода рейки, а также редуктора.

От электроусилителя
идет куча датчиков, проводов, из-за которых ЭУР глючит на ровном месте, даже от
влажной погоды. Кстати, не исключено, что проблема будет в окислившемся блоке
управления. Найти, какой контакт замкнул и где, может только специалист – иначе
придется буквально переезжать в гараж.

Еще одна проблема – это электрический мотор,
который боится перегрева. Если выезжать на грунтовую дорогу, можно незаметно
перегреть мотор ЭУРа. Да, защита предусмотрена, но не всегда она срабатывает.
Механические поломки в ЭУР тоже случаются, но редко и на большом пробеге. Это
износ подшипников, втулок и червячной шестерни.

Средний ресурс ЭУР – 150 тысяч километров.
Дальше владельцу придется готовиться к непредвиденным поломкам.

Работа в экстремальных условиях

Если за рубежом экстремальные условия – это нечто из
ряда фантастики, то у нас это повседневная эксплуатация. На наших дорогах
возможно все: грязь, реагенты, разъедающие даже металл, колдобины, резкие
перепады температур.

Зимняя эксплуатация усилителей руля

Как проявляет себя ГУР зимой? Представим ситуацию: мы
припарковали машину, за ночь выпал снег, и в придачу «сосед» закрыл выезд.
Места для маневра остались немного, и мы машинально выкручиваем колеса до упора,
стараясь не повредить себя и другие машины.

Однако здесь нас ожидает «сюрприз».
«Ахиллесова пята» гидроусилителя – это работа насоса в крайних положениях руля.
В этот момент выдавливает сальники и прокладки, пробивает шланги. Завершив
маневр, можно просто остаться без усилителя. Выход один – научиться делать
маневр, не выворачивая руль до упора.

Жидкость в ГУРе
должна соответствовать допускам. Сколько было ситуаций, когда лопались шланги и
выходил из строя насос банально из-за густого масла.

Что же, может лучше ЭУР? Здесь вроде нет шлангов, да и
жидкости в принципе. Но к сожалению, ЭУР не более надежен зимой. Большой
недостаток – при минус 15 и ниже дубеют провода и трескаются при изгибе. Оставшиеся
«волоски» добивает влага, что свободно попадает сквозь пробитую изоляцию.

Иногда
«глючит» блок управления. По разным причинам туда попадает влага, окисляется
плата, сгорают дорожки. Причем проблема может проявляться только при
определенных условиях (скорость, температура, другие факторы). И если с ГУРом
видно, откуда исходит проблема (по следам утекшего масла), то электронику
придется перебирать долго.

Основные причины неработоспособности насоса:

Несвоевременная замена рабочей жидкости в системе. Применение некачественной или жидкости, которая не подходит для данной модели автомобиля. Попадание грязи или инородных тел (сгусток промасленной пыли, которая обычно скапливается вокруг крышки горловины масляного резервуара, бывает частой причиной выхода насоса из строя).

Отсутствие герметичности и как следствие вытекание рабочей жидкости. После чего система завоздушивается и выходит из строя. Масляное голодание из-за перегиба масляных магистралей. Значительный перегрев системы, или систематический незначительный. Ошибки во время монтажа, некачественная сборка.

Во время эксплуатации детали насоса ГУР по мере изнашивания насыщают рабочую жидкость системы металлической пылью или даже мелкими металлическими частицами. Когда приходит время заменить старый насос ГУР на новый, вся система гидроусилителя руля должна быть тщательно промыта, также подлежат замене элементы, в которых скопились продукты износа. Проигнорировав это указание, вы рискуете тем, что новый насос в кратчайшие сроки будет выведен из строя.

Некоторые из наших соотечественников помнят, как тяжело давался руль на старых моделях, особенно на малых скоростях или же при старте, парковке, когда остановившуюся машину нужно было направить в какую-либо сторону. Сегодня, к счастью, таких проблем нет, все современные автомобили оснащаются усилителями руля, которые бывают гидравлические или электрические (ГУР, ЭУР). Чем они принципиально отличаются, и какие имеют плюсы-минусы относительно друг друга?

Что лучше гидроусилитель или электроусилитель руля

Преимущества и недостатки

Сначала о преимуществах ЭГУР:

  • компактность конструкции;
  • комфорт управления автомобилем;
  • функционирование при отключенном/неработающем двигателе;
  • легкость маневрирования на малых скоростях;
  • точное управление на больших скоростях;
  • экономичность, снижение расхода топлива (включается в нужный момент).

Недостатки:

  • риск выхода ЭГУР из строя из-за задержки колес в крайнем положении в течение длительного времени (перегрев масла);
  • пониженная информативность руля на больших скоростях;
  • более высокая стоимость.

Servotronic – это торговая марка AM General Corp. ЭГУР Servotronic можно встретить на автомобилях таких компаний, как: BMW, Audi, Volkswagen, Volvo, Seat, Porsche. Электрогидравлический усилитель руля Servotronic, несомненно, облегчает жизнь водителю, делая поездки на автомобиле более комфортными и безопасными.

Все те, кто обучался вождению на «Копейке» или другом подобном ему немолодом авто не понаслышке знают, как сложно управлять траекторией движения машины, неукомплектованной усилителем руля, поэтому усилитель – определенно важная составляющая любого современного автомобиля.

Вот только бывает она и . Что лучше гидроусилитель или электроусилитель руля? – вопрос довольно спорный, чаще всего сводящийся к индивидуальным предпочтениям каждого, но это не значит, что на него нет четкого однозначного ответа. Ищите его ниже, а пока обо всем по порядку.

Ремонт / замена гидроусилителя руля (гур, эур) bmw в москве | бмв запад

Электронный усилитель рулевого управления построен по модульному принципу, как и большинство систем в современных BMW. Датчики, ЭБУ и исполнительный механизм. Блок управления анализируя показания датчиков, в том числе датчика положения руля и датчика усилия руля, определяет параметры работы исполнительного механизма. Последним, как раз и выступает рулевая рейка, которая, согласно заводскому регламенту, является герметичной и необслуживаемой. Любой разбор и ремонт рейки должен проводиться только в заводских условиях и с применением специального оборудования и инструмента. Только так можно сохранить заводские параметры ее работы и ресурс, заложенный изначально.

В целом, элементы рулевого управления с электроусилителем на современных BMW весьма надежны и не выходят из строя просто так. Высокую нагрузку на механические элементы оказывает режим вождения и использование незаводских колес. Электронные компоненты ЭУР выходят из строя из-за разгерметизации, попадания влаги и загрязнений, а также из-за последствий некачественного ремонта, к сожалению, эта причина встречается чаще других. Такие элементы, как рулевые наконечники и рулевые тяги, как правило, выходят из строя не чаще, чем через 80-100 тысяч километров пробега и меняются вне зависимости от типа усилителя руля.

А что, если
выбрать электрогидравлический усилитель?

Звучит, как
компромисс между ЭУР и ГУР. Но с некоторыми оговорками (плюсы и минусы – позже). ЭГУР – это
комбинированная система усиления руля, в которой есть электродвигатель и
жидкостный насос. Главным звеном здесь является электромотор, от которого
поступает энергия на насос.

Устройство ЭГУР

Почему авто с ЭГУР так боятся на вторичке?
Большой риск попасть на ремонт. А так как здесь насос и электродвигатель, эти
«шансы» удваиваются. Насос еще можно отремонтировать, а вот моторчик придется
менять. Да и диагностировать такую систему сложнее, чем просто ГУР.

Все недостатки эксплуатации
электрогидроусилителя можно покрыть только двумя плюсами:

  1. Машина
    расходует меньше топлива. Аналогично ЭУР, система не работает постоянно –
    только при повороте руля. Разница в расходе тоже около литра.
  2. Хорошая
    обратная связь, что лучше сказывается на управлении. Машина, что называется, слушается руля.

Подводим итоги

Что лучше – электроусилитель или гидроусилитель?
Каждый имеет свои плюсы и минусы. Выбирая ЭУР
или ГУР, нужно отталкиваться от своих предпочтений и возможностей. Гидроусилитель
подойдет:

  • тем, кому управляемость авто стоит не на
    последнем месте;
  • тем, кто ищет поддержанный автомобиль с пробегом
    за 200 тысяч километров;
  • тем, кто не готов к дорогим внезапным
    ремонтам и поиску специализированных сервисов.

Электроусилитель стоит брать, если:

  • пробег автомобиля до 100-150 тысяч километров;
  • при выборе автомобиля важна больше экономия
    (расход), а не маневренность.
Что касается электрогидроусилителя, его так же стоит брать на
относительно свежем авто.

Если по каким-либо
причинам появился соблазн купить машину с ЭУР или ЭГУР и пробегом за 150 тысяч
километров, оставьте сумму на случай внезапной поломки и полного ремонта
системы. А вот новую машину с ЭУР брать даже предпочтительнее. За эти годы она
отобьет сумму на сервис своим малым расходом топлива.

Что лучше электроусилитель или гидроусилитель

Дата публикации: 25 апреля 2020 . Категория: Автотехника.Те, кто учился водить на отцовской «копейке» помнят незабываемые ощущения при каждом повороте руля. Управление в те времена было полностью лишено вспомогательных элементов, которые могли бы заметно упростить езду на автомобиле.

Сегодня ситуация изменилась и теперь вождение ни легковушки ни грузового авто ни автобуса не требует физической подготовки и стальных нервов, так как на помощь автолюбителям пришли такие вспомогательные узлы, как гидро- (ГУР) и электроусилитель руля (ЭУР), которыми снабжаются практически все современные машины. Благодаря этим системам поворот «баранки» можно осуществлять одним пальцем.

При покупке нового или б/у автомобиля большинство начинающих водителей озадачиваются вопросом — что лучше гидроусилитель руля или электроусилитель руля и как вообще определить какая из этих систем установлена на машине? С последнего вопроса мы, пожалуй, и начнем.

Электроусилитель рулевого колеса

Такая система включает в себя приборы, следящие за ее доскональной работой:

  1. Электромотор, установленный непосредственно на рулевом валу.
  2. Электроники, которая управляет мотором. Главной частью которой является электронный блок.

Преимущества у ЭУР такие:

  • за счет того, что его работа не связана с потреблением мощности двигателя – экономится топливо;
  • отсутствие гидравлики, гарантирует лучшую надежность;
  • практически не занимает место под капотом;
  • имеется возможность настраивать его руководствуясь своими предпочтениями.

А к недостаткам относятся:

  1. Если система выйдет из строя, ее ремонт будет стоить намного дороже чем в гидравлическом усилителе.
  2. При плохой дороге или неблагоприятных погодных условиях, он может временно выйти из строя, перегреться.

Как определить гур или эур установлен в автомобиле

Определить какой узел установлен на выбранной марке машины можно и без помощи продавца. Для этого необходимо заглянуть под капот автомобиля. Если там вы обнаружили бачок с соответствующей пиктограммой, на которой изображен руль – значит, перед вами авто с ГУР.

Полезно! В некоторых машинах бак для жидкости гидроусилителя располагается в бампере и при этом устройство представляет собой гибрид электро- и гидроусиления. Но, такие авто можно пересчитать по пальцам. Например, несколько моделей Opel Zafira оснащены именно такими «скрытыми» узлами ЭГУР.

Чтобы разобраться, что лучше электроусилитель или гидроусилитель, сначала стоит сказать об особенностях и отличиях каждой из этих систем в отдельности.

Плюсы и минусы гур

К безусловным преимуществам гидроусилителей можно отнести следующие моменты:

  • адаптированность к высоким нагрузкам, которая позволяет использовать ГУР на тяжелых машинах, включая грузовики;
  • относительная дешевизна, которая сказывается и на общей стоимости машины;
  • удобство управления машиной в широком скоростном диапазоне;
  • относительная простота обслуживания и доступность ремонта;

Есть у ГУРа и свои недостатки:

  • на работу насоса используется мощность двигателя;
  • сальники легко повреждаются, в результате чего система начинает течь;
  • эффективность работы гидроусилителя напрямую зависит от уровня жидкости в его бачке;
  • жидкость нужно периодически менять;
  • ГУР не дает возможности индивидуально отрегулировать рабочие характеристики рулевой системы.

Особенности обслуживания

Отличие гидроусилителя от электроусилителя руля авто
в том, что первый периодически требует внимания. Необходимо:

  • контролировать уровень масла в бачке (плюс-минус
    каждые 10-15 тысяч километров);
  • проверять состояние шлангов низкого и высокого
    давления (на таком же пробеге);
  • контролировать состояние, натяжение приводного ремня
    насоса каждые 30 тысяч километров (замену производить раз в 60 или по текущему
    состоянию);
  • делать раз в 60 тысяч километров замену масла в
    системе гидроусилителя или каждые 2 года.

Замена жидкости в ГУР

С электроусилителем немного проще. Так как здесь нет насоса и рабочей
жидкости, его не нужно обслуживать. Просто ездить и раз в год делать общую
компьютерную диагностику. Это главное отличие электроусилителя от гидроусилителя.

Что лучше: гидроусилитель или электроусилитель руля

Абсолютно во все современные автомобили, для удобства водителя, устанавливаются устройства, облегчающие поворот рулевого колеса. Ими удобно пользоваться при развороте, крутом повороте и в общем, управление с помощью него стало намного комфортнее.

Бывают эти устройства двух типов:

  • с гидравлическим усилителем;
  • электрическим.

Обе системы имеют массу достоинств, однако при покупке авто нужно знать особенности их работы и выбрать именно с таким усилителем, который будет полностью удовлетворять требования своего хозяина.

Для этого нужно разобраться с принципом работы каждого, а потом сравнить их.

Ремонтопригодность

ГУРы изучены досконально, поэтому их ремонтируют
везде. Восстановить можно все, и даже 20-летний насос – были бы деньги. С ЭУР
ситуация другая. Для его диагностики нужно специальное оборудование. После
любого вмешательства нужно калибровать датчики, а это делается через сканер.

Разобранный ЭУР

Если брать один автомобиль, стоимость ремонта и
диагностики ГУР будет дешевле, чем ЭУР. Да и не каждый возьмется за ЭУР, ведь
для работы с ним нужно дорогое оборудование и знания.

Электрогидроусилитель руля рабочие параметры насоса:

Допустимый зазор между составляющими частями — 0,005-0,001 мм. Отклонение от допустимого значения влечет за собой падение давления жидкости на холостом ходу и как следствие ощущение тугого руля и визг на поворотах. В зависимости от автомобиля рабочее давление — 150 Бар При эксплуатации ЭГУ руля возможны неисправности, при которых его эксплуатация невозможна.

При включении зажигания блок управления производит тестирование электрической части. Если при этом обнаруживается неисправность, то происходит отключение ЭУР. При неисправности же насоса отключение не происходит, а ЭУР может работать частично, так как давление будет недостаточным.

Что лучше?

Определить точно, что именно лучше невозможно. Каждый автовладелец вправе исходить из своих предпочтений ведь обе системы имеют достаточно хорошие преимущества, в целом схожие между собой.

Однако, стоит лишь отметить, что электрический усилитель был разработан относительно недавно, поэтому считается более современным устройством, несмотря на некоторые недостатки, он все же имеет больше положительных качеств: экономит топливо, занимает меньше места, его возможно настраивать по своим предпочтениям.

Поэтому подведя итог, можно лишь отметить незначительное превосходство ЭУР от ГУР.

Разбираемся в движении

Те, кто хоть раз пересаживался с
гидравлического на электроусилитель, не дадут соврать, как отличается
управление машины.

И разница вовсе не в
настройках подвески – именно в усилителе руля. ГУР дает естественные ощущения и
лучшую информативность.

Автомобили с ЭУР имеют худшую обратную связь, чем модели с ГУР.
Бывают, конечно, исключения. Например, система AFSот BMW. Но это уже совсем другие деньги, и на бюджетных авто
такого не встретишь.

А что по расходу?

Ежегодно растут цены на бензин, поэтому каждый литр на счету.
Может ли машина с ЭУР расходовать меньше топлива? Да, может. Простое объяснение
– двигатель электроусилителя питается энергией,
вырабатываемой генератором, в то время как насос ГУР постоянно в зацеплении со
шкивом коленвала.

Разница
в расходе невелика, но ощутима на больших пробегах – 1 литр в городском режиме.

Выбирая гидроусилитель или электроусилитель руля,
стоит учитывать этот момент.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector