Двигатели M10B18, M10B20 BMW: модификации, характеристики, проблемы

Основное о двигателе

Все моторы линейки M10 от BMW – это силовые агрегаты на четырех цилиндрах с системой SOHC, производство которых началось в 1962 году, и было остановлено в 1988 году. Рабочие объемы моторов составляло от 1499 до 1990 кубических сантиметров. В моторе M10B20 предусматривалось 2 литра.

Этот силовой агрегат оказался довольно успешным, поскольку он показывал хорошие технические возможности в комбинации с двумя карбюраторами, впрыском топлива, а в некоторых случаях с дополнительными нагнетателями. За весь период производства было выпущено порядка 3.

5 миллионов экземпляров. Мотор отличался кульминационным дизайном, и первоначально назывался M120 (последние цифры в маркировке двигателя указывали на рабочий объем, в этом случае – 2 литра). Это легендарное семейство моторов от баварского производителя.

По своей сути мотор M10B20 представлял предыдущую вариацию двигателя с рабочим объемом 1.8 литра M10B18, но имел расточенные цилиндры. Ход поршня не отличался от предшественника, и составлял 80 миллиметров. До 1972 года установка силового агрегата предусматривалась на Neue Klasse. Максимальная мощность ДВС в таком исполнении составляла 100 лошадиных сил.

По истечению некоторого времени стандартный коленчатый вал был заменен на вариант с 8 противовесами, что позволило обеспечить 113 лошадей пиковой мощности. Но установка такого мотора на серийные машины не производилась, он находился под капотом только у гоночных экземпляров.

Первая версия двигателя на 100 лошадиных сил максимальной мощности производилась на автомобили Typ 120 и 121 2000 года, E10 2002 года и Cabriolet-Baur E114C , а также на модели Touring E6 2000-2002 годов выпуска.

Также, в линейке присутствует и силовой агрегат на 120 лошадиных сил с максимальным крутящим моментом в 167 Нм. Этого удалось достичь путем установки сразу двух карбюраторов для системы питания. Чаще всего его можно было встретить на автомобилях GT4 Frua, Ti E10 2002 года выпуска и BMW 2000 TI Typ121.

1499 куб.см двигатели

Версия M115 имеет рабочий объем 1499 куб. См (91,5 куб. Дюймов) и выдает 55–60 кВт (75–82 л.с.). Он имеет диаметр отверстия 82 мм (3,2 дюйма) и ход поршня 71 мм (2,8 дюйма). У моделей с меньшей мощностью степень сжатия составляет 8,0:

Приложения:

1766 куб.см двигатели

Версия M10B18 производит 66–77 кВт (90–105 л.с.), в зависимости от спецификации. Диаметр отверстия составляет 89 мм (3,5 дюйма), а ход — 71 мм (2,8 дюйма).

Приложения:

  • 1969-1972 1800 — 66 кВт (90 л.с.), 8.6: 1 сжатие, Solex 36-40 ИИЗП Карбюратор
  • 1971-1975 1802 — 66 кВт (90 л.с.), 8.6: 1 сжатие, Solex 38 ИИЗП Карбюратор
  • 1980-1983 E21 320i / 320is — только для США, 75 кВт (101 л.с.), сжатие 8,8: 1, механический впрыск топлива Bosch K-Jetronic
  • 1980-1983 E12 518 — только для Южной Африки, 77 кВт (105 л.с.), степень сжатия 10,0: 1, механический впрыск топлива Bosch K-Jetronic
  • 1982-1987 E30 316 — 66 кВт (90 л.с.), сжатие 9,5: 1, карбюратор Pierburg 2E, Ecotronic.
  • 1982-1988 E30 318i — 77 кВт (105 л.с.), сжатие 10,0: 1, электронный впрыск топлива Bosch L-Jetronic
  • 1981-1988 E28 518i — 77 кВт (105 л.с.), степень сжатия 9,5: 1, механический впрыск топлива Bosch LE-Jetronic .

1773 куб.см двигатели

Версия M118 имеет рабочий объем 1773 куб. См (108,2 куб. Дюйма) и производит 66–96 кВт (90–130 л.с., 89–128 л.с.), в зависимости от спецификации. Диаметр отверстия составляет 84 мм (3,3 дюйма), а ход — 80 мм (3,1 дюйма).

Приложения:

  • 1963-1968 1800 — 66 кВт (90 л.с.), сжатие 8,6: 1, карбюратор Solex 36-40 PDSI
  • 1963-1966 1800ti — 81 кВт (110 л.с.), сжатие 9,5: 1, сдвоенные карбюраторы Solex 40 PHH
  • 1964-1965 1800tiSA — 96 кВт (130 л.с.), сжатие 10,5: 1, сдвоенные карбюраторы Weber DCOE-45
  • 1974-1981 E12 518 — 66 кВт (90 л.с.), сжатие 8,6: 1, карбюратор Solex 38 PDSI

Bmw m10b15

Это ограниченная 75-сильная версия двигателя M10B16, так же известная как — двигатель BMW M98. M10B15 выпускался с 1981 по 1983 годы для BMW E21 315 и аналогичен тому двигателю, который устанавливался на модель 1502, но со всеми обновлениями, которые уже доступны на M10B16. Применялся так же на купе E30 316s предназначенного для рынка Греции и Югославии.

Bmw m10b16

Этот двигатель так же известен как двигатель BMW M41 и представляет собой модернизированный вариант M116 который устанавливался на BMW 1600 и 1602. Он был разработан для первых БМВ 3 серии в кузве E21 и Е30, и оснащен двойным карбюратором Solex. Максимальная мощность мотора — от 85 до 90 л.с.

Bmw m117

M117 — экспериментальный двигатель, разработанный в 1962 году, как еще более мощным образец M115, мощностью 90 л.с. и объемом 1689 куб.см..

Bmw m15

М15 базируется на двигателе M05, и отличается наличием топливной системы впрыска Kugelfischer вместо карбюратора. Так же стоит отметить, что это двигатель был оснащен усовершенствованной системой охлаждения, той, которая была применена с 1966 года на 100-сильном М05.

  • BMW 2000 tii Typ121
  • BMW 2000 tii Touring
  • BMW 2002 tii E10
  • BMW 2000 tii-2002 tii E6
  • BMW 520i E12

Bmw m17

Двигатель БМВ М17 объемом 1990 куб.см производился с 1972 и устанавливался на BMW E12 520/4. Максимальная мощность мотора — 115 л.с. была доступна при 5800 об/мин.

Bmw m18

В 1972 году была разработана 1,8-литровая версия мотора с карбюратором Stromberg 175CDET, основанного на M05. Однако этот двигатель не пошел в серийное производство.

Bmw m19

Это версия мотора оснащенная новой системой впрыска K-Jetronic от Bosch — созданная в 1972 году в целях тестирования. Позже эта система использовалась на двигателях M64 и M74. Эта система впрыска измеряет объем подаваемого воздуха и выступает как более дешевая в целом с улучшенной конструкцией по сравнению с использованным ранее впрыском топлива.

Bmw m22/m23

В период с 1968 по 1969 год проходило тестирование мотором М22/М23 основанных на M05 с двумя распределительными валами, но желаемого увеличения производительности по сравнению со стандартной конструкцией добиться не удалось.

Bmw m31

Этот силовой агрегат является не более, чем версия M05 — только с наддувом. М31 устанавливался на BMW 2002 Turbo и комплектовался системой питания PLO 4 с топливным насосом высокого давления и турбиной KKK, благодаря чему максимальная мощность увеличилась с 130 до 170 л.с.

Bmw m43

Карбюраторный 2-литровой двигатель (M05/М10Б20) для BMW E21 320 обозначающийся так же как М43/1. Максимальная мощность мотора составляла 109 л.с. при 5800 об/мин и крутящий момент 160 Нм при 3700 об/мин. Мотор БМВ М43 был оснащен двухступенчатым карбюратором Solex 32/32 DIDTA с автоматическим дросселем вместо предыдущей версии с механическим дросселем.

Данная технология оптимизировала запуск и разогрев силового агрегата, повышая удобство и улучшило обработку выхлопных газов. Двигатель был разработан для использования со стандартным, неэтилированным бензином. В США для соблюдения более строгих правил выхлопных газов также существует версия M43 USA с рециркуляцией отработавших газов.

Bmw m64

Двигатель М64 (для США M74) — является инжекторным вариантом с небольшой модификацией 2-литрового M15. Различия с М15 небольшие, наиболее значительным из которых является установка инжектора Bosch K-Jetronic вместо Kugelfischer. Максимальную мощность этот мотор развивает 125 л.с.

Bmw m75

Это 2,0-литровый двигатель, который устанавливался только на моделях, экспортируемых в Японию в период с 1976 по 1979 год. Особенность этого мотора заключалась в использовании каталитического нейтрализатора, который уменьшал содержание СО2 в выхлопных газах.

С 1978 года двигатели автомобилей для США и Японии оснащаются существенно усовершенствованным каталитическим нейтрализатором, механической системой впрыска K-Jetronic и электронным впрыском L-Jetronic, Motronic. На основе блока двигателя M10 был создан мощный 4-цилиндровый мотор S14 и M12/M13 (для Formula 1).

В конце 1988 года М10 был заменен на M40. Двигатель м10 и его вариации продержались на конвеере очень длительный срок, благораря свой простоте и надежности. Но при этом у двигателя есть свои так называемые болячки: — сложно найти блок м10 без трещин возле шпилек крепления ГБЦ, часто это связано с некачественным ремонтом, трещины возникают в результате гидроуара. — при ремонте гбц нельзя снять рокера не сняв радиатор или даже вытащив двигатель. тк для снятия осей рокеров требуется их выпресовка вперед через переднюю крышку.

Версии

Версия Смещение Мощность Крутящий момент Год
M115 1,499 куб. См (91,5 куб. Дюйма) 55 кВт (75 л.с.)
при 5800 оборотах в минуту
118 Нм (87 lb⋅ft)
при 3700 оборотах в минуту
1974–1977
60 кВт (82 л.с.)
при 5700 оборотах в минуту
118 Нм (87 lb⋅ft)
при 3000 оборотах в минуту
1962-1964 гг.
M116 1,573 куб. См (96,0 куб. Дюйма) 63 кВт (85 л.с.)
при 5800 оборотах в минуту
130 Нм (96 lb⋅ft)
при 3500 оборотах в минуту
1964–1975
77 кВт (105 л.с.)
при 6000 об / мин
141 Нм (104 lb⋅ft)
при 4500 оборотах в минуту
1967–1968
M41 66 кВт (90 л.с.)
при 6000 об / мин
167 Нм (123 lb⋅ft)
при 4000 оборотах в минуту
1975-1980
M98 55 кВт (75 л.с.)
при 5800 оборотах в минуту
110 Нм (81 lb⋅ft)
при 3200 оборотах в минуту
1981-1983 гг.
M10B18 1,766 куб. См (107,8 куб. Дюйма) 74 кВт (100 л.с.)
при 5800 оборотах в минуту
135 Нм (100 lb⋅ft)
при 3500 оборотах в минуту
1980-1983 гг.
77 кВт (105 л.с.)
при 5800 об / мин
75 кВт (102 л.с.)
145 Нм (107 lb⋅ft)
при 4500 об / мин
135 Нм (100 lbft)
1980–1988

S / CH

M118 1,773 куб. См (108,2 куб. Дюйма) 66 кВт (90 л.с.)
при 5250 об / мин
144 Нм (106 lb⋅ft)
при 3000 оборотах в минуту
1963–1974
81 кВт (110 л.с.)
при 5800 оборотах в минуту
148 Нм (109 lb⋅ft)
при 4000 оборотах в минуту
1964–1976
96 кВт (130 л.с.)
при 6100 об / мин
157 Нм (116 lb⋅ft)
при 5100 оборотах в минуту
1964-1965
M05 1,990 куб. См (121,4 куб. Дюйма) 74 кВт (100 л.с.)
при 5500 оборотах в минуту
157 Нм (116 lb⋅ft)
при 3000 оборотах в минуту
1968–1976
88 кВт (120 л.с.)
при 5600 оборотах в минуту
167 Нм (123 lb⋅ft)
при 3500 оборотах в минуту
1965–1971
M17 85 кВт (115 л.с.)
при 5800 оборотах в минуту
165 Нм (122 lb⋅ft)
при 3700 оборотах в минуту
1972-1977 гг.
M15 96 кВт (130 л.с.)
при 5800 оборотах в минуту
177 Нм (131 lb⋅ft)
при 4500 оборотах в минуту
1970–1974
M43 80 кВт (109 л.с.)
при 5800 оборотах в минуту
160 Нм (118 lb⋅ft)
при 3700 оборотах в минуту
1975-1983 гг.
M64 92 кВт (125 л.с.)
при 5700 оборотах в минуту
175 Нм (129 lb⋅ft)
при 4350 оборотах в минуту
1975–1979
M10B20 81 кВт (110 л.с.)
при 5700 оборотах в минуту
152 Нм (112 lb⋅ft)
при 4350 оборотах в минуту
1977–1979
M31 1990 куб. См (121,4 куб. Дюйма) с
турбонаддувом
125 кВт (170 л.с.)
при 5800 оборотах в минуту
245 Нм (181 lb⋅ft)
при 4000 оборотах в минуту
1973-1975

Двигатели 1990 куб.

Версия M05 имеет рабочий объем 1990 куб. См (121,4 куб. Дюйма) и производит 74–88 кВт (100–120 л.с., 99–118 л.с.), в зависимости от спецификации. Он имеет диаметр отверстия 89 мм (3,5 дюйма) и ход поршня 80 мм (3,1 дюйма).

Приложения:

  • 1965-1970 BMW 2000CS — 88 кВт (120 л.с.), сжатие 9,3: 1, 2 карбюратора Solex 40 PHH
  • 1966-1970 BMW 2000C — 74 кВт (100 л.с.), сжатие 8,5: 1, карбюратор Solex 40 PDSI
  • 1966-1972 BMW 2000 — 74 кВт (100 л.с.), сжатие 8,5: 1, карбюратор Solex 40 PDSI
  • 1966-1971 BMW 2000ti — 88 кВт (120 л.с.), сжатие 9,3: 1, 2 карбюратора Solex 40 PHH
  • 1968-1976 BMW 2002 — 74 кВт (100 л.с.), сжатие 8,5: 1, карбюратор Solex 40 PDSI

Версия M15 использовала механический впрыск топлива Kugelfischer и развивала 96 кВт (130 л.с.). Он был также известен как двигатель tii .

Приложения:

Версия M17 выдает 85 кВт (115 л.с.). Он имеет степень сжатия 9,0: 1 и использует карбюратор Stromberg 175 CDET или Solex 4A1.

Приложения:

Версия M43 / 1 имеет степень сжатия 8,1: 1 и развивает мощность 81 кВт (110 л.с., 109 л.с.).

Приложения:

Версия M64 производит 92 кВт (125 л.с.). Он имеет степень сжатия 9,3: 1 и использует механический впрыск топлива Bosch K-Jetronic.

Приложения:

Версия M31 использует турбокомпрессор KKK и развивает мощность 125 кВт (170 л.с.). Он имеет степень сжатия 6,9: 1 и использует механический впрыск топлива Kugelfischer P04 со скользящей дроссельной заслонкой.

Приложения:

Двигатели объемом 1573 куб. см

Версия M116 имеет рабочий объем 1573 куб. См (96,0 куб. Дюймов) и развивает мощность 63–77 кВт (86–105 л.с.). Он имеет диаметр отверстия 84 мм (3,3 дюйма) и ход поршня 71 мм (2,8 дюйма). Стандартная спецификация имеет степень сжатия 8,6:

Приложения:

Версия M41 производит 66 кВт (90 л.с.), имеет степень сжатия 8,3: 1, а топливо подается от карбюратора Solex 32 DIDTA.

Приложения:

Версия M98 производит 55 кВт (75 л.с.), имеет степень сжатия 9,5: 1 и использует карбюратор Pierburg 1B2.

Приложения:

Дизайн

M10 имеет кованый коленчатый вал, противовес, пять основных подшипников и распределительный вал с цепным приводом. Блок сделан из чугуна, а головка — из алюминия. Первоначальная версия M10 имела диаметр цилиндра 82 мм (3,2 дюйма) и ход поршня 71 мм (2,8 дюйма), в результате чего рабочий объем двигателя составлял 1499 куб. См (91,5 куб. Дюйма).

Контрактные двигатели

Моторы семейства M10 очень стары, поэтому найти их в продаже тяжело. Единицы дожили до нынешнего времени. На соответствующих площадках стоимость агрегатов варьируется  от 8 до 20 тысяч рублей. Это нормальная цена за данные силовые установки.Стоимость

Несмотря на низкую цену, двигатели M10B18 и M10B20 в 2021 году к покупке не рекомендуются. Они старые, и в основном их берут на запчасти или для восстановления практически «ретро» автомобилей популярного немецкого концерна. Их ресурс давно выкатан, да и найти сегодня нормальный двигатель без трещин в области резьбовых соединений ГБЦ и охлаждающей рубашки практически невозможно, поэтому покупка агрегата серии M10 – заранее проигрышное решение.

Впрочем, моторы M10 в течение 25 лет выпускались BMW, что подтверждает надежность и высокое качество этих двигателей. Их ресурс огромен, конструкция проста и хорошо изучена, из-за чего ремонт и обслуживание осуществляются легко. В свое время это был один из лучших моторов не только среди агрегатов немецкого концерна, но и вообще. 25 лет на рынке в условиях жесткой конкуренции подтверждают это.

Модификации

Конструкционные особенности мотора отличаются простым исполнением и надёжностью. В основе – блок на 4 цилиндра из чугуна и головка из алюминия. Клапанная крышка и коллекторы сделаны из металла. Газораспределительная система состоит из 8 клапанов и распределительного вала с цепным приводом.

Движок может работать на любом масле и износоустойчив. Масляный насос стоит в поддоне и работает с помощью однорядной цепи от коленвала. Установку выпускали в различных объёмах: 1,5; 1,6; 1,8; и 2 л. Наибольшую популярность получил 1,8 л мотор.

Интересно, что на «Москвич 412» установлена точная копия БМВ M10. Их применяли для ряда востребованных авто немецкого бренда того времени: 1962-1977 гг. – BMW 1500/1600/1800; 1975-1983 гг. – 3-Series E21; 1972-1981 гг. – 5-Series E12; 1965-1976 гг. – 2000/2002; 1982-1987 гг. – 3-Series E30; 1981-1987 гг. – 5-Series E28.

Рассмотрим модификации М10 для пятой серии:

  • М17. Объём – 2 л, 115 «лошадей». Использовался на BMW 520 (Е12).
  • М64. Объём – 2 л, 125 л. с. Применялся в BMW 520i (Е12).
  • М118. Объём – 1,8 л, 90 л. с. Устанавливался на BMW 518 (Е12).
  • М10 В18. Объём – 1,8 л, 101 л. с. Предназначался для BMW 518 (Е12), 518 (Е28), 518i (Е12, Южная Африка), 518i (Е28), 518 (Е28).

Самая распространённая проблема с двигателем БМВ М10 заключается в том, что со временем блок цилиндров трескается. Щёлки могут доходить до рубашки охлаждения, в результате чего антифриз попадает в масло и это повышает износ соприкасающихся поверхностей.

Основная причина – неправильный момент затяжки или перегрев. Найти устаревший блок в хорошем состоянии – сложная задача. Быстро выходит из строя механизм регулировки тепловых зазоров клапанов. Это приводит к слышимому неприятному звуку и скорому износу деталей ГРМ.

Моторы с большими пробегами страдают разрушением коренных и шатунных вкладышей. Большинство проблем возникают по причине старости, а не их хитроумной конструкции.

Даже один окислившийся контакт М10 версии не даст ей включиться во время запуска мотора. Ведь расходы воздуха боятся хлопков в воздушный тракт. Может произойти изгиб лопасти расходомера. Вследствие этого педали акселератора во время нажатия могут заклинить.

Двигатель считают прародителем бензинового мотора Bayerische Motoren Werke.

За годы своего выпуска двигатель БМВ M10 стал настоящей легендой и рекордсменом. Многие опытные автолюбители с тоской вспоминают времена, когда именно эта установка находилась под капотом их машины.

Проблемы

Моторы серии M10 хоть и стали успешными, но недостатков они не лишены. С ними могут возникать следующие проблемы:

  • Трещины в блоке цилиндров – самое слабое место двигателей M Трещины появляются в области резьбовых соединений для крепления головки и канала рубашки охлаждения. В основном трещины возникают при перегреве двигателя. Если в масле появляется эмульсия, а в расширительном бачке становится меньше антифриза, то это говорит о возникновении трещины. Через нее часть антифриза просачивается в картер двигателя. Это сильно повышает износ трущихся частей и повышает вероятность перегрева. Сегодня найти мотор без трещин крайне сложно – почти все они имеют данный дефект.
  • Преждевременный износ эксцентриковой шайбы, кулачка-рокера.
  • Прогоревшая прокладка ГБЦ.
  • Повышенный расход масла, возникающий в результате естественного износа цилиндро-поршневой группы.

Несмотря на эти недостатки, двигатели семейства BMW M10 надежны. Они отличаются простотой обслуживания и ремонта, неприхотливостью к качеству масла и бензина. И хотя они очень старые, на дорогах России можно встретить автомобиль BMW с ДВС данного семейства, но это большая редкость.

Разработка

Барон Алекс фон Фалькенхаузен — инженер и автогонщик — спроектировал M10. В конце 1950-х его попросили разработать двигатель рабочим объемом 1,3 л (79 куб. Дюймов), однако он чувствовал, что этого будет недостаточно для будущих потребностей компании.

Связанные двигатели

Очень успешный двигатель для мотоспорта с турбонаддувом M12 был основан на блоке цилиндров M10.

Двигатель S14, используемый в E30 M3, был основан на блоке M10.

Соглашения об именах

Первоначально двигатель назывался «M115» (последние две цифры обозначают объем 1,5 литра). На протяжении многих лет вариантам двигателя присваивались различные коды (большинство из них начиналось с «M1», а остальные цифры относились к мощности). В 1975 году двигатель стал называться «M10», затем в 1980 году ему был присвоен стандартизированный код двигателя BMW M10B18 (где «M10» обозначает серию, B обозначает бензин ( Benzin на немецком языке), а «18» обозначает Объем 1,8 литра).

M115 и все связанные с ним двигатели стали называть семейством «M10».

Технические параметры и характеристики двигателя бмв м10

ОбъемДиаметр цилиндра/ход поршняНачало выпускаИспользовался в моделях
149982mm x 71mm19611500
157384mm x 71mm19641600, 1600Т1, 1600-2, 1602 1502,1600GT Е21 316, 315
177384mm x 80mm19631800, 1800Т1, 1800TI/SA
176689mm x 71mm19681800, 1802 Е21 316, 318, 318i Е28 518, 518i Е30 316, 318i
199089mm x 80mm19652000, 2002, 2002ti, 2002tii 2000C 2000CS Е21 320, 320I, Е12 520i

На базе двигателя М10 был выполнен легендарный 1.5 литровый турбодвигатель БМВ для участия в гонках Формула 1. Хотя сказать что на базе м10 — это немного слукавить, поскольку от м10 отсался только чугунный блок. Отстальное все было уникально по технологиям того времени разработано в отделении BMW Motorsport.

Фотографии двигателя bmw m10

Стоит понимать что когда М10 только появился в БМВ существовала иная система индексации двигателей, потому сейчас мы называем все двигатели м10 но это не совсем верно, тк индекс двигателя варьировался в зависимости от объема и системы питания. Рассмотрим двигатели построенные на основе м10

Характеристики

Параметры двигателей «БМВ» M10B18 и M10B20 указаны в таблице:

Двигатели с объемом 1.8 использовались на автомобилях BMW 3 и 5 серий с кузовами E28, E12, E21, E30. Старшая версия – M10B20 – ставилась на BMW 5-series.

Оставьте комментарий

Войти
Adblock
detector