BMW 7-series E38 – Mercedes S-class W140

В 90-х они были верхом автомобильной роскоши, голубой мечтой начинающих бизнесменов и признаком крутизны не только банкиров, политиков и министров, но и криминальных авторитетов. Однако времена меняются, и теперь BMW E38 и Mercedes W140 можно купить за совсем смешные деньги. Стоит ли овчинка выделки?..


Главное – практичность!
Такой большой автомобиль в современном мегаполисе должен означать, что у его владельца имеется место в подземном гараже дома улучшенной планировки (как вариант – собственный коттедж), служебная стоянка рядом с офисом, а возможно, и личный шофер. Иначе просто неудобно. Большие габариты, огромный радиус разворота – все это на городских улицах мешает. Плюс не самая лучшая геометрическая проходимость: колесная база длинная, задний свес большой, а у BMW еще и клиренс скромный.

Стремительный облик "семерки" достигнут в том числе и за счет объема багажника. Впрочем, и этого должно быть вполне достаточно
Стремительный облик “семерки” достигнут в том числе и за счет объема багажника. Впрочем, и этого должно быть вполне достаточно

Багажник S-класса вместительный, но проем в нижней части сужен и порог высоковат
Багажник S-класса вместительный, но проем в нижней части сужен и порог высоковат

Зато просторный салон, особенно в “лонговой” версии. “Семерка”, предоставленная для фотосъемки, была как раз в L-размере, позволяющем заднему пассажиру без особого труда закинуть ногу на ногу. Впрочем, в BMW просторнее, чем в Mercedes, и при стандартной колесной базе: места во втором ряду пусть и не намного, но все же больше, чем в S-классе. Плата за это – чуть меньший багажник, но кто считает какие-то литры, если несколько чемоданов по-любому войдет, а дальше не принципиально?

Владелец "лонговой" версии за рулем своего автомобиля - нонсенс: такая "семерка" создана для пассажира!
Владелец “лонговой” версии за рулем своего автомобиля – нонсенс: такая “семерка” создана для пассажира!

Все для заднего пассажира! Впрочем, в "семерке" чуть просторнее
Все для заднего пассажира! Впрочем, в “семерке” чуть просторнее

И вообще, считать что-либо при оценке этих автомобилей в определенном смысле бессмысленно. Да, расход топлива у большинства бензиновых модификаций что одной модели, что другой зашкаливает за 20 л в городском цикле, а более просторный салон и вместительный багажник способен предложить едва ли не каждый второй американский полноразмерный седан, тем более минивэн. И что дальше? Такие автомобили покупают из несколько иных соображений – либо имиджевых, либо просто потому, что нравится (а может, просто есть очень сильное желание реализовать старую мечту?). И во втором случае уже никакими цифрами ни в чем обратном не убедишь, а выбор модели наверняка был сделан еще 15 лет назад…

Качественные материалы позволяют салону долго "держать форму". И все же большой возраст и значительный пробег рано или поздно начинают сказываться, а обилие оборудования перестает быть преимуществом
Качественные материалы позволяют салону долго “держать форму”. И все же большой возраст и значительный пробег рано или поздно начинают сказываться, а обилие оборудования перестает быть преимуществом

Даже странно: клавиш хоть отбавляй, но характерный для BMW лаконичный стиль и эргономика интерьера сохранен
Даже странно: клавиш хоть отбавляй, но характерный для BMW лаконичный стиль и эргономика интерьера сохранены

Иван КРИШКЕВИЧ, корреспондент.

Как ездит?
Два непримиримых соперника, две разные философии, две крайности – где еще найти таких конкурентов, как BMW 7-й серии и Mercedes-Benz S-класса? Оба невероятно хороши, но каждый по-своему…

Ездит Е38 отлично  - в ней совсем не чувствуешь ни веса, ни габаритов...
Ездит Е38 отлично – в ней совсем не чувствуешь ни веса, ни габаритов…

Ездовой комфорт на высоте, но в поворотах за рулем Mercedes нет той уверенности, которую дарит BMW
Ездовой комфорт на высоте, но в поворотах за рулем Mercedes нет той уверенности, которую дарит BMW

“Бумер” строг, спортивен и подтянут, внутри роскошен, но без излишеств. Удобные кресла, идеальная эргономика, тогда еще развернутая в сторону водителя панель приборов – чувствуешь себя как дома. И ведь что поразительно: вроде и машина “навороченная”, однако инженерам удалось грамотно расположить все клавиши, не прибегая к мудреным “ай-драйвам”!
Ездит Е38 отлично – в ней совсем не чувствуешь ни веса, ни габаритов. Моментально забываешь, что едешь на представительской модели, и “зажигаешь”, как на “пятерке”, благо повадки у них очень схожи. Отличная курсовая устойчивость, информативный руль (хотя на этом конкретном автомобиле рейка была “поджата”, отчего усилие требовалось большее), а главное – “вкусные” заднеприводные реакции. В сочетании с мощным мотором – просто кайф!
W140 совсем другой. Хотя он тоже по-немецки вышколен до мелочей, сам характер “мерина” – полная противоположность. Если “бумер” дает водителю всю информацию о состоянии дорожного покрытия, в том числе и посредством жестких ударов на особо крупных ямах, то Mercedes-Benz, как и полагается представителю этой марки, летит “над” дорогой. На разбитых участках шасси словно отделяется от кузова, и половину ям вы просто не чувствуете. Правда, и саму машину, нюансы ее поведения вы тоже чувствуете примерно наполовину – в поворотах нет той уверенности, которая позволяет вести “семерку” на грани скольжения. Плюс традиционно “пустоватый” руль – и становится ясно, почему на W140 принято гонять в основном по широким прямым проспектам…
Поэтому лично для меня выбор между W140 и Е38 не стоит – “семерка”, только “семерка”! Ну или Audi A8 с ее полным приводом…

Павел КОЗЛОВСКИЙ, тест-редактор.

Рассуждая об эксплуатации
В аутсайдерах по надежности, какие рейтинги ни возьми, S-класс W140 и 7-я серия Е38 никогда не ходили. Более того, количество фиксировавшихся на них неисправностей обычно было меньше некоего среднестатистического уровня. И это несмотря на то, что по конструкции рассматриваемые модели ох как непросты, а значит, в них всегда найдется чему сломаться. Надежность, конечно, не может не радовать потенциальных покупателей, однако если с момента, когда последний W140 сошел с заводского конвейера, минуло уже 12 лет, говорить нужно не о надежности, а о ремонтопригодности, а вот с ней увы и ах. 7-я серия пережила W140 на три года. По автомобильным меркам это немало, и экземпляры Е38 последних лет выпуска еще даже попадают в режим льготной растаможки, но опять-таки надо учитывать, как в каждом отдельном случае надежность могла быть “откорректирована” пробегами и предыдущими владельцами, а значит, как ни крути, рано или поздно и тут все упрется в ремонтопригодность. А по ней Е38 ничем не лучше W140.

4,4-литровый V8 - один из лучших по надежности среди моторов, ставившихся на Е38. Но каждые 100 км городских
4,4-литровый V8 – один из лучших по надежности среди моторов, ставившихся на Е38. Но каждые 100 км городских “покатушек” придется оплачивать 18,5-20 л бензина

Похоже, затраты на бензин совсем замучили предыдущего владельца тестового W140 - не зря же машина была переведена на газовое топливо
Похоже, затраты на бензин совсем замучили предыдущего владельца тестового W140 – не зря же машина была переведена на газовое топливо

Дополнительного оборудования – воз и маленькая тележка. Многие современные модели, собери их вместе на сравнительный тест, сообща не смогут предъявить такого же количества “наворотов”, которое можно увидеть на борту “престарелых” W140 и Е38, взятых по отдельности. Случись что, а вероятность того, что, например, с климат-контролем, пневмоприводами центрального замка и дожима дверей в Mercedes-Benz либо опять-таки с климат-контролем, дисплеем бортового компьютера или гидроприводом крышки багажника, который из разряда заказной опции к концу выпуска модели стал стандартным оснащением, в BMW что-нибудь случится, высока, суммы на запчасти в купюрах с портретами американских президентов понадобятся трехзначные. Это во-первых, а во-вторых, не каждому специалисту можно доверить ремонт, но хороший специалист себе цену знает.

Передняя подвеска Е38. На переднем рычаге видна небольшая стойка, напоминающая уменьшенную копию стойки стабилизатора. Это рычажок датчика положения кузова, используемого автоматическим корректором ксеноновых фар. Корректор тоже может создавать проблемы
Передняя подвеска Е38. На переднем рычаге видна небольшая стойка, напоминающая уменьшенную копию стойки стабилизатора. Это рычажок датчика положения кузова, используемого автоматическим корректором ксеноновых фар. Корректор тоже может создавать проблемы

В передней подвеске W140 сайлент-блоки нижнего рычага могут нуждаться в замене каждые 50-60 тыс. км
В передней подвеске W140 сайлент-блоки нижнего рычага могут нуждаться в замене каждые 50-60 тыс. км

Машины тяжелые, дороги тоже – этого достаточно, чтобы прогнозными сроками замены изнашивающихся деталей в подвесках не впечатлить. Впрочем, не в сроках суть, а в том, что подвески многорычажные что спереди, что сзади, количество шарниров в них с трудом поддается учету. Даже если бы все шарниры менялись отдельно от рычагов, ремонт обойдется в копеечку. Но более-менее ремонтопригодны рычаги у W140, а в Е38 большинство рычагов должно меняться в сборе, и, к слову, некоторые из них алюминиевые. К тому же чем круче W140 и Е38 по объему двигателя, тем выше вероятность обнаружить в автомобиле систему изменения дорожного просвета. Она тоже не вечная, и если выйдет из строя, тут и трехзначной суммы на ремонт может оказаться недостаточно.

Прогноз по задней подвеске Е38 неутешительный: сайлент-блоки нижнего интегрального рычага способны сдаться после 50-60 тыс. км, а через 60-90 тыс. км замены требуют верхние рычаги
Прогноз по задней подвеске Е38 неутешительный: сайлент-блоки нижнего интегрального рычага способны сдаться после 50-60 тыс. км, а через 60-90 тыс. км замены требуют верхние рычаги

Длительный тест BMW 2 серии Active Tourer: итоги, конкуренты и стоимость владения   — Тест-драйв — Motor
В задней подвеске W140, когда она не оснащена системой регулирования дорожного просвета, откровенно слабых мест нет, если таковым не считать количество рычагов – пять на колесо

С коробками передач опять-таки проблема. В случае S-класса альтернативу “автомату” подобрать нелегко – с МКП сочетался лишь бензиновый мотор 2,8 л. В остальных версиях выбора нет, однако по-настоящему долговечными были только АКП, ставившиеся на W140 до 1995 года. Затем начались усовершенствования, сопряженные с усложнением конструкции и, как следствие, утратой былой надежности. “Вылечить” забарахлившую АКП, конечно, можно, но зато теперь о необходимых на это затратах можно уверенно сказать, что они будут четырехзначными. По коробкам 7-я серия выглядит привлекательнее в том плане, что кроме версии с двигателем 5,0 л, обязательно комплектовавшейся АКП, все другие модификации Е38 наряду с “автоматами” оснащались и долговечной “механикой”.
Правда, по ресурсу любой из ставившихся на W140 бензиновых моторов был неплох – даже после пробега 350-400 тыс. км еще остается резерв на отсутствие серьезных проблем как минимум на 150-200 тыс. км, и чем больше объем двигателя, тем долговечность выше. С другой стороны, пропорционально объему увеличивается “прожорливость” и затраты на обслуживание – не каждый кошелек их выдержит. С бензиновыми моторами Е38 такая же история: если предыдущим владельцем двигателю была обеспечена щадящая эксплуатация и должный уход, то и серьезные вопросы с ним долго остаются маловероятными. Но “загнанных лошадей” лучше пристрелить. Проблемы могут быть куда как серьезны – никасиловое покрытие цилиндров, Vanos”ы и Double Vanos”ы делают ремонт многих бензиновых двигателей “семерки” существенно более затратными, чем ремонт АКП. Охочи до бензина – это самой собой, но, к сожалению, с дизелями, позволившими бы сократить расходы на топливо, у Е38 наблюдалась напряженка. Старый 2.5 TDS, которым 7-я серия оснащалась до 1998 года, постоянно норовил затребовать новую плунжерную пару, на заменивших его 3.0 и 4.0 с Common Rail отказывала управляющая электроника, форсунки, регулятор давления. Поэтому, когда нужно поумерить топливные “аппетиты” автомобиля, предпочтительнее купить W140 – ставившиеся на него дизели были надежнее и неприхотливее, а по ресурсу превосходили бензиновые двигатели.
Что получилось в итоге? Что и ожидалось – содержать W140 и Е38 в исправном состоянии дано не каждому, что и должен учитывать всякий, кому очень хочется стать владельцем одной из участвовавших в нашем сравнительном тесте моделей. Тут деньги нужны, а не желание…

Сергей БОЯРСКИХ, корреспондент.

Большое ТО
Деталь Цена, у.е.*
BMW 740 Mercedes-Benz S320
Фильтр масляный 7-20 6-14**
Фильтр воздушный 8-30 10-27
Фильтр топливный 15-50 11-35
Фильтр салонный 20-60 18-60
Водяной насос 105-220 90-250
Термостат 60-95 12-37
Тормозные колодки передние 30-150 35-110
Тормозные колодки задние 28-90 24-50
Диск тормозной передний 70-120 65-100
Диск тормозной задний 40-90 37-90
Подшипник ступичный передний 80-150 26-80
Стойка переднего стабилизатора 14-55 11-45
Рычаг передней подвески 50-240 90-500
Шаровая опора 17-80
Амортизатор передний 100-290 100-260
Амортизатор задний 110-340 110-260
Наконечник рулевой тяги 17-80 13-45
Рулевая тяга 70-250 27-115
*в среднем по г. Минску, ** макс. цена – качественная “лицензия” или “оригинал”, на дилерских СТО цены на запчасти могут отличаться

О топливе
“Прожорливы” – и этим все сказано про бензиновые модификации. Более-менее умеренным топливным “аппетитом” могут порадовать разве что начальные “малолитражные” версии обеих моделей с шестицилиндровыми моторами, но и их средний расход стремится превысить 10 л на 100 км. При этом на стороне BMW некоторое преимущество – версии с механической коробкой более экономичны. Mercedes же, кроме S280, предлагался с “автоматом”. Гораздо скромнее в потреблении топлива дизельные версии, но и они в городском цикле требуют не менее 10 л солярки на “сотню”…

Историческая справка
Очередное поколение “семерки”, на сей раз с заводским индексом Е38, увидело свет летом 1994 года. Вскоре появилась длиннобазная версия long, а к моделям 730i и 740i (218 и 286 л.с. соответственно) добавилась топовая 750i с мотором 5.4 V12 (326 л.с.). Новые моторы появлялись едва ли не каждый год: в 1995-м была предложена “бюджетная” 6-цилиндровая модификация 728i (193 л.с.), год спустя – бензиновая 735i (235) и дизельная 725tds (145 л.с.). Осенью 1998-го последовала модернизация (обновленную “семерку” можно узнать по измененной передней оптике), а линейка дизельных версий пополнилась моделями 730d и 740d (184/193 и 288 л.с. соответственно). Модель продержалась в производстве до 2001 года – осенью было представлено новое поколение седьмой серии.

Ценообразование
Стоимость дорестайлинговых “семерок” колеблется в пределах 6000-10.500 долларов, обновленные машины стоят от 11.000 до 16.000 долларов, причем в особой цене дизельные версии 730d/740d.

Паспорт объекта
BMW 740, автоматическая коробка передач. Год выпуска – 2000-й, заявленный пробег – 199.000 км.

Технические данные BMW 7-series E38 (long)
Тип кузова седан
Длина/ширина/высота, мм 7948(5125)/1862/1435
Колесная база, мм 2930(3070)
Объем багажника, л 500
Объем топливного бака, л 85
Дорожный просвет, мм 120
Диаметр разворота, м 11,6(12,2)

Технические данные BMW 7-series E38 (long)
Двигатель (модель) 728i 735i 740i 750i 725tds 730d 740d
Объем двигателя, куб. см 2793 3498 4398 5379 2497 2926 3901
Мощность, кВт (л.с.) при об/мин 142(193)/5300 173(235)/5700 210(286)/5700 240(326)/5000 105(143)/4800 135(184)/4000 180(245)/4000
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин 280/3950 320/3300 420/3900 490/3900 260/2200 410/2000 560/1750
Коробка передач 5М(5А) 5М(5А) 6М(5А) 5М(5А)
Время разгона 0-100 км/ч, с 8,6(9,6) 7,6(8,4) 6,6(7,0) 6,6 11,4(12,2) 9,2 8,4
Максимальная скорость, км/ч 227(225) 244(240) 250(250) 250 206(202) 220 242
Расход топлива город/шоссе, л 14,5/7,8(16,0/8,3) 18,0/8,9(18,5/9,2) 18,6/8,9(19,5/9,3) 21,2/10,2 11,0/6,2(12,5/6,9) 12,1/6,8 14,7/7,0

Историческая справка
Массивный “сто сороковой” появился в середине 1991 года сначала только в виде седана SE. Но год спустя было представлено купе SEL (позже ему был присвоен индекс CL), а седан впоследствии получил не только удлиненную на 10 см версию L, но и по-настоящему длинный кузов Pullman. Собственно говоря, W140 стали называть S-классом лишь с 1993 года, но первая модернизация модели была предпринята лишь в 1994-м (как раз под старт новой “семерки”!), а второй рестайлинг имел место в 1996 году. В 1998-м появилось очередное поколение представительских Mercedes – W220.
Модельный ряд W140 включал шестицилиндровые версии S280 (193 л.с.) и S320 (231 л.с.), восьмицилиндровые S420 (279 л.с.) и S500 (320 л.с.), ну а звание “шестисотого” принадлежало версии S600 с 12-цилиндровым мотором мощностью 394 л.с. Но не забыли и про дизелистов, предложив модели S300 TD (177 л.с.) и S350 TD (150 л.с.).

Ценообразование
Оказывается, S-класс можно купить и за 6000 долларов! Но более реальный ценник (хотелось бы верить, что за “живые” экземпляры) колеблется в пределах 8000-14.000 долларов. Что любопытно, ценник от года выпуска сильно не зависит – скорее от того, насколько ценным свой автомобиль считает сам продавец. Наверно, встречаются и более дорогие предложения.

Паспорт объекта
Mercedes S320, автоматическая коробка передач. Год выпуска – 1996-й, заявленный пробег – 411.940 км.

Технические данные Mercedes S-class
Тип кузова седан
Длина/ширина/высота, мм 5113(5213)/1886/1492
Колесная база, мм 3040(3140)
Объем багажника, л 525
Объем топливного бака, л 100
Дорожный просвет, мм 150
Диаметр разворота, м 12,2


Технические данные Mercedes S-class
Двигатель (модель) S280 S320 S420 S500 S600 S300 TD S350 TD
Объем двигателя, куб. см 2799 3199 4196 4973 5987 2996 3449
Мощность, кВт (л.с.) при об/мин 142(193)/5500 170(231)/5600 205(279)/5700 235(320)/5600 290(394)/5200 130(177)/4400 110(150)/4400
Максимальный крутящий момент, Нм при об/мин 270/3750 315/3750 400/3900 470/3900 570/3800 330/1600 310/2000
Коробка передач 5М(5А)
Время разгона 0-100 км/ч, с 11,0 8,9 8,3 7,3 6,6 11,2 н.д.
Максимальная скорость, км/ч 215(210) 225 245 250 250 206 н.д.
Расход топлива город/шоссе, л 18,9/9,9(19,0/10,0) 19,3/10,0 21,4/11,2 22,1/11,5 24,5/12,5 13,8/8,1 н.д.

Вердикт “Автобизнеса”
Сладкий ценник на подержанный “премиум” провоцирует мысль “а почему бы и нет?”. Но прежде чем принять окончательное решение в пользу любой из этих моделей, следует еще раз оценить предстоящий уровень затрат и свои возможности. Дабы впоследствии при наличии представительского автомобиля во дворе не ездить на работу на троллейбусе, потому что так дешевле…

Фото Глеба МАЛОФЕЕВА.

Благодарим компанию “Автохаус Мегаполис” за предоставленные автомобили.