Автоматическая система торможения: что это такое и как работает

Автоматическая система торможения: что это такое и как работает BMW

Что такое автоматическая система торможения

Автоматическая система торможения

Статистические данные говорят о том, что причиной возникновения многих аварийных ситуаций является несвоевременное торможение (или с недостаточным усилием). Запоздалое нажатие на педаль тормоза может быть следствием:

  • отсутствия концентрации внимания водителя;
  • плохой видимости (например, при движении навстречу низко расположенному солнцу);
  • возникновения неожиданной ситуации (при резком торможении впереди идущего автомобиля или в случае появления пешехода за пределами специально отведенной для перехода зоны).

Растеряться в критической ситуации может любой – как новичок, так и водитель со стажем, хотя с последними неприятности на дорогах случаются, конечно, гораздо реже. Кто-то недостаточно сильно нажимает на педаль тормоза, а кто-то и вовсе не успевает отреагировать и затормозить.


Для того чтобы избежать подобных ситуаций или хотя бы минимизировать ущерб от их наступления, были разработаны специальные системы AEB. Данная аббревиатура расшифровывается следующим образом:

  • Autonomous (автономный): система функционирует независимо от действий водителя, что позволяет избежать дорожно-транспортного происшествия или снизить его тяжесть.
  • Emergency (экстренный): срабатывает только при наступлении чрезвычайной ситуации.
  • Braking (торможение): попытка предотвращения ДТП осуществляется посредством включения тормозов.

Автоматические системы торможения выполняют несколько функций, которые значительно повышают уровень безопасности водителя и пассажиров. Во-первых, системы AEB наделены функцией заблаговременного определения чрезвычайных ситуаций с уведомлением об этом водителя.

Как AEB определяет приближающуюся опасность? Анализ текущей ситуации на дороге становится возможным благодаря наличию радара, стереоскопической камеры и (или) технологии на базе лидара.

Данные перечисленных приборов в совокупности с информацией о скорости движения и траектории, позволяют определить, насколько велика вероятность столкновения в развивающейся ситуации.

При наличии достаточных оснований автоматическая система торможения автомобиля в первую очередь предупреждает водителя о возможном происшествии, предоставляя ему возможность исправить ситуацию. Если сигнал был проигнорирован или действия водителя оказались неэффективными, устройство инициирует включение тормозов.

Некоторые устройства сразу инициируют полное торможение, другие – постепенно повышают тормозное усилие. Основная задача всех систем заключается в том, чтобы снизить скорость автомобиля до того, как произойдет авария. Если в результате действий водителя или других факторов угроза столкновения отступает, аппаратура автоматически отключается.

Многие известные компании (Audi, BMW, Ford, General Motors, Mazda, Mercedes-Benz, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo) в процессе производства автомобилей устанавливают автоматические системы торможения как стандартную опцию. Необходимость комплектования машин AEB была установлена в результате совместной работы Страхового института дорожной безопасности (IIHS) и Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA) США.

Для покупателя авто AEB является дополнительным бонусом, благодаря которому можно существенно снизить вероятность возникновения аварийной ситуации. Исследования Euro NCAP (Европейской программы оценки новых автомобилей), свидетельствуют о том, что наличие системы автоматического торможения перед препятствием позволяет уменьшить аварийность на целых 38 %.


С ноября 2021 года в странах Евросоюза наличие систем предотвращения столкновений с функцией автоматического торможения является обязательным условием производства новых грузовиков и автобусов.

Комиссия по транспорту Европарламента выступила с аналогичным предложением, которое касалось уже легковых автомобилей различных типов. Суть рекомендаций Комиссии заключалась в пересмотре законодательных требований к безопасности выпускаемых транспортных средств.

По соглашению, заключенному между автопроизводителями США, Национальным управлением по безопасности движения и Страховым институтом дорожной безопасности, все выпускаемые легковые автомобили и легкие грузовики будут оснащаться системой автоматического экстренного торможения, начиная с 1 сентября 2022 года. Что касается грузовых автомобилей, их комплектация должна улучшиться с 1 сентября 2024 года.

Ряд независимых организаций (Страховой институт дорожной безопасности США, Европейский независимый комитет по оценке безопасности автомобилей) с 2021 года добавили проверку автоматических систем торможения в перечень обязательных оценочных мероприятий.

Bmw tis. просмотр документа

VS-42 jeBaugruppe/Group: 34

34 01 05 (126)

weltweitDatum/Date: 05/2005
Update: 10/2006

Система динамического контроля стабильности 8Plus

E60, E61, E63, E64, E83, E90, E91, E92

Автоматическая система торможения: что это такое и как работает

Примечание: Автомобили с DSC 8Plus:

В данном SBT описана система DSC 8Plus, устанавливаемая на автомобилях следующих серий:

> E60, E61, E63, E64 (задний или полный привод)

> E83

> E90, E91, E92 (только полный привод)

Введение

Система полного привода xDrive с 03/2005 устанавливается и на автомобилях BMW 5-й серии. С этого момента автомобили серийно комплектуются системой динамического контроля стабильности DSC 8Plus.
Система DSC 8Plus является усовершенствованным вариантом системы DSC 8.

Блок DSC (состоящий из ЭБУ DSC и гидравлического узла) стал еще более эффективным.
Новые переключающие клапаны обеспечивают более точную регулировку, особенно при низком тормозном давлении. Поставщиком системы DSC 8Plus является Bosch.

> E60, E61 с 03/2005 по 09/2005 (полный привод) [Обзор системы …]

> E60, E61, E63, E64 с 09/2005 (задний или полный привод) [Обзор системы …]

> E83 с 09/2006 [Обзор системы …]

> E90, E91 с 09/2005. а также E92 с 06/2006 (полный привод) [Обзор системы …]

> Гидравлическая схема с электрически управляемыми клапанами [Обзор системы …]

Важнейшие новшества системы DSC 8Plus:

– дополнительные функции:

  • готовность тормозной системы в экстренном случае за счет заблаговременного подведения тормозных колодок к дискам;
  • “просушка тормозов” тормозных дисков на мокром дорожном покрытии;
  • распознавание падения эффективности тормозов из-за сильного нагрева тормозных накладок и повышение в этом случае тормозного давления;
  • помощь при трогании с места;
  • мягкая остановка при торможении до полной остановки автомобиля.

    Примечание: Новая функция мягкой остановки не устанавливается на автомобилях BMW 3-й серии с полным приводом и E83.

    Функция мягкой остановки по техническим причинам отсутствует на автомобилях BMW 3-й серии и E83.

    – Отсутствуют 2 датчика тормозного давления, которые устанавливались в комбинации с активным круиз-контролем (ACC)

    Новым на 09/2005 является:

    > E60, E61, E63, E64

    Установка DSC 8Plus и на автомобили BMW 5-й и 6-й серий с задним приводом .
    С этого момента интерфейсом с шиной PT-CAN служит кузовной модуль межсетевого обмена (KGM)

    > E90, E91

    Установка DSC 8Plus на автомобили BMW 3-й серии с полным приводом .
    У этих автомобилей интерфейсом с шиной PT-CAN служит электронный блок управления JBE.

    Новым на 06/2006 является:

    > E92

    Установка DSC 8Plus на автомобили BMW 3-й серии Купе с полным приводом .

    Новым на 09/2006 является:

    > E83

    Установка DSC 8Plus на автомобили E83.

    DSC – это система регулировки, которая поддерживает устойчивость автомобиля в физически возможных пределах.
    Благодаря этому улучшается тяга.

    DSC используется для регулировки следующих входных сигналов:

    – скорость вращения автомобиля вокруг вертикальной оси (мера вращательного движения автомобиля вокруг вертикальной оси)

    – поперечное ускорение

    – значения угловых скоростей колес (мера скорости движения)

    – угол поворота рулевого колеса

    – тормозное давление

    На основании полученных результатов измерений оценивается характер движения автомобиля в данный момент. Фактическое состояние сравнивается с заданными значениями, расчет которых производится в ЭБУ DSC. Если фактическое состояние отличается от заданных значений, то система DSC активизируется и вмешивается в работу тормозной системы или системы управления двигателем.

    Преимущества:

    Система DSC за счет активного воздействия на двигатель и тормозной механизм обеспечивает исключительную устойчивость и отличную тягу в любой ситуации во время движения.

    Система DSC оказывает противодействие всем негативным с точки зрения динамики движения факторам и создает условия максимальной активной безопасности в физически возможных пределах. Таким образом, DSC повышает комфортность езды, снижая напряжение при вождении.

    Краткое описание узла

    В работе системы динамического контроля стабильности (DSC) участвуют следующие компоненты:

    Блок DSC

    Блок DSC состоит из ЭБУ DSC и гидравлического узла.

    ЭБУ DSC с помощью гидравлического узла (состоящего из клапанного блока и двигателя насоса) регулирует тормозное давление в тормозной системе.
    [подробнее …]

    Выключатель стоп-сигналов

    Выключатель стоп-сигналов сигнализирует DSC о нажатии на педаль тормоза.

    4 датчика угловой скорости колес

    Активные датчики угловых скоростей колес определяют окружную скорость отдельных колес. Кроме того, датчики угловых скоростей колес определяют направление вращения (вперед или назад).
    Если колесо неподвижно, датчик угловой скорости посылает импульс с интервалом 0,75 секунды.
    [подробнее …]

    Датчик DSC

    Датчик DSC измеряет:

  • скорость вращения автомобиля вокруг вертикальной оси
  • поперечное ускорение автомобиля
  • продольное ускорение автомобиля

    > E60, E61, E63, E64

    Датчик DSC через шину F-CAN (шину CAN ходовой части) соединен с ЭБУ DSC.

    Датчик DSC закреплен на основании кузова под сиденьем переднего пассажира.

    > E83

    Датчик DSC через шину PT-CAN (шину CAN двигателя и трансмиссии) соединен с ЭБУ DSC.
    Датчик DSC закреплен на пластине крепления рычага стояночного тормоза.

    > E90, E91, E92

    Датчик DSC через шину F-CAN (шину CAN ходовой части) соединен с ЭБУ DSC.

    Датчик DSC находится на поперечине под сиденьем водителя.

    Датчик угла поворота рулевого колеса

    Датчик угла поворота рулевого колеса определяет вращение рулевого колеса.

    > E60, E61, E63, E64

    Датчик угла поворота рулевого колеса является составной частью коммутационного центра в рулевой колонке (SZL).

    Коммутационный центр в рулевой колонке соединен с F-CAN (шиной CAN ходовой части) и PT-CAN (шиной CAN двигателя и трансмиссии).

    > E90, E91, E92

    Датчик угла поворота рулевого колеса является составной частью коммутационного центра в рулевой колонке (SZL).

    Коммутационный центр в рулевой колонке соединен с F-CAN (шиной CAN ходовой части).

    > E83

    Датчик угла поворота рулевого колеса установлен на вале рулевого управления. Датчик угла поворота рулевого колеса соединен с PT-CAN (шиной CAN двигателя и трансмиссии).

    Внутренний датчик тормозного давления

    В блоке DSC имеется датчик тормозного давления. Этот датчик тормозного давления определяет тормозное давление, которое создает усилитель тормозов под действием педали тормоза.

    2 датчика износа тормозных накладок

    Датчики износа (левых передних и правых задних внутренних тормозных накладок) используются для получения дополнительной информации о толщине тормозных накладок. По этой дополнительной информации (2 опорные точки) корректируется рассчитанное системой DSC значение.

    Критическая толщина тормозной накладки показывается в комбинации приборов с помощью индикатора ТО (ТО по состоянию CBS), также загорается красным цветом общая сигнальная лампа тормозной системы.

    Клавиша DTC

    На клавише DTC имеется надпись “DTC”. Можно выбрать 3 положения клавиши DTC:

    – Клавиша DTC не нажата после переключения контактов: DSC включена (по умолчанию)

    – Клавиша DTC коротко нажата: DTC работает (контрольная лампа DTC в комбинации приборов горит)

    – Клавиша DTC продолжительно нажата: DSC и ASC выключены, ABS и ABD-X при приводе на все колеса активны (постоянно горит контрольная лампа на комбинации приборов)

    > E60, E61, E63, E64

    Клавиша DTC находится в коммутационном центре в центральной консоли (SZM). Сигнал от клавиши передается по шине K-CAN и по отдельному проводу. Сигнал по отдельному проводу является решающим.

    > E83

    Клавиша DTC находится в коммутационном центре в центральной консоли (SZM). Сигнал передается по отдельному проводу.

    > E90, E91, E92

    Клавиша DTC подсоединена к электронному блоку управления JBE. JBE передает сигнал по шине.

    Выключатель контрольной лампы уровня тормозной жидкости

    Определяет недостаточный уровень тормозной жидкости и сообщает об этом ЭБУ DSC.

    При недостаточном уровне тормозной жидкости общая сигнальная лампа тормозной системы в комбинации приборов загорается красным цветом.

    Дополнительно ЭБУ DSC связан со следующими блоками управления:

    DME или DDE:цифровая электронная система управления двигателем или цифровая электронная система управления дизельным двигателем

    DME или DDE управляет вмешательством в работу двигателя (например, снижением мощности для исключения прокручивания ведущих колес). Кроме того, DME/DDE получает обработанный сигнал угловой скорости правого заднего колеса. Этот сигнал используется для проверки правдоподобности пропусков зажигания (DME). Сигнал дублируется по шине PT-CAN.

    RLS: Датчик интенсивности дождя/наружного освещения

    Сигнал датчика интенсивности дождя/наружного освещения используется для “просушки тормозов” при движении по мокрой дороге. Дополнительно учитывается включенная скорость работы стеклоочистителя.

    > E60, E61, E63, E64

    Датчик интенсивности дождя/наружного освещения выдает сигнал на шину CAN-Bus.

    > E83

    Датчик интенсивности дождя/наружного освещения выдает сигнал на шину K-Bus.

    > E90, E91, E92

    Датчик интенсивности дождя/наружного освещения через шину LIN-Bus соединен с функциональным центром в крыше (FZD).

    CAS и M-ASK/CCC: Система доступа в автомобиль и контроллер мультиаудиосистемы/Car Communication Computer

    ЭБУ CAS и M-ASK/CCC получают обработанный сигнал угловой скорости левого заднего колеса.

    Оба блока управления распознают по этому сигналу, стоит автомобиль или движется.

    SGM: Модуль безопасности и межсетевого обмена

    > E60, E61, E63, E64 до 09/2005

    SGM является интерфейсом передачи данных (= межсетевым преобразователем) между:

  • PT-CAN
  • K-CAN
  • byteflight
  • Диагностический кабель к гнезду диагностического разъема

    KGM: Кузовной модуль межсетевого обмена

    > E60, E61, E63, E64 с 09/2005

    С 09/2005 бортовая сеть изменена. В результате модификации упразднены отдельные ЭБУ, в то же время функции некоторых блоков управления теперь выполняются новыми ЭБУ.
    Новый кузовной модуль межсетевого обмена заменил устанавливавшийся ранее модуль безопасности и межсетевого обмена (SGM).

    KGM является интерфейсом передачи данных (= межсетевым преобразователем) между:

  • PT-CAN
  • K-CAN
  • Диагностический кабель к гнезду диагностического разъема

    JBE: электронный блок управления (JBE)

    > E90, E91 с 09/2005, а также
    > E92 с 06/2006

    JBE является интерфейсом передачи данных (= межсетевым преобразователем) между:

  • PT-CAN
  • K-CAN
  • Диагностический кабель к гнезду диагностического разъема

    Сигналы шины CAN ходовой части (F-CAN) только “передаются”.

    ACC: Активный круиз-контроль

    Активный круиз-контроль (ACC) передает команду DSC по шине PT-CAN. DSC снижает скорость движения воздействием на тормозные механизмы всех 4 колес.

    > E60, E61, E63, E64

    [подробнее см. SI Описание систем (SBT) 66 01 04 067]

    > E90, E91 с 09/2005, а также
    E92 с 06/2006

    Команда на воздействие на тормозной механизм поступает от ЭБУ LDM (LDM: система управления продольной динамикой).

    [подробнее см. SI Описание систем (SBT) 66 03 04 086]

    LM: Световой модуль

    > E60, E61, E63, E64

    Функция ECD (электронная система контроля замедления, активизируется ACC) при автоматическом торможении активизирует фонари стоп-сигналов (законодательное предписание).

    Для этого необходим сигнал от DSC по шине K-CAN к световому модулю (LM).

    FRM: модуль в пространстве для ног

    > E90, E91, E92

    Функция ECD (электронная система контроля замедления, активизируется ACC) при автоматическом торможении активизирует фонари стоп-сигналов (законодательное предписание).

    Для этого необходим сигнал от DSC по шине PT-CAN к модулю в пространстве для ног.

    KOMBI: комбинация приборов

    ЭБУ DSC через комбинацию приборов активизирует контрольные и сигнальные лампы для отдельных функций DSC (сигнал по шине CAN).

    > E83

    Комбинация приборов является интерфейсом передачи данных (= межсетевым преобразователем) между:

  • PT-CAN
  • K-Bus

    EGS: Электронный блок управления коробкой передач (при АКПП)

    По шине PT-CAN электронный блок управления коробкой передач (EGS) получает сигналы угловых скоростей колес.

    Блок управления коробкой передач выбирает характеристики переключения для прохождения поворотов и движения по горным дорогам. Дополнительно производится выбор характеристик переключения при распознавании зимних условий (сильная пробуксовка колес).

    Кроме того, блокируются переключения во время регулирования DSC.

    CID и CON: Центральный информационный дисплей и контроллер

    На центральный информационный дисплей (CID) выводятся подробные сообщения системы автоматической диагностики.

    Кроме того, с помощью CID и контроллера производится инициализация индикатора повреждения шин.

    На CID для xDrive включается система контроля движения под гору: система курсовой устойчивости при спуске (HDC).

    TCU или ULF: Блок управления телефоном с антенной GPS

    На автомобилях без системы навигации блок управления телефоном получает обработанные сигналы угловых скоростей от левого и правого передних колес.

    С помощью этих сигналов блок управления телефоном определяет по возможности точные координаты автомобиля.

    GM: Основной модуль

    > E83

    Основной модуль выдает входные сигналы влияющие на управление контактами.

    Функции системы

    Система динамического контроля стабильности DSC осуществляет управление продольной и поперечной динамикой с воздействием на тормозные механизмы и вмешательством в работу двигателя.

    DSC 8Plus охватывает следующие новые функции:

    – готовность тормозной системы в экстренном случае за счет заблаговременного подведения тормозных колодок к дискам;

    – “просушка тормозов” тормозных дисков на мокром дорожном покрытии;

    – компенсация падения эффективности тормозов при нагреве;

    – мягкая остановка при торможении до полной остановки (кроме автомобилей BMW 3-й серии с полным приводом и E83);

    – помощь при трогании с места.

    DSC 8Plus охватывает следующие известные функции:

    – ABS: Антиблокировочная система

    – EBV: Электронная система распределения тормозных сил

    – CBC: Система контроля устойчивости при прохождении поворотов

    – DTC: Система динамической регулировки тяги

    – ASC: автоматическая система контроля стабильности;

    – MSR: Система регулировки тормозящего момента двигателя

    – DBC: система динамического контроля тормозной системы;

    – Система контроля устойчивости прицепа

    – HDC: Система курсовой устойчивости при спуске

    – ECD: Электронная система контроля замедления (только при наличии ACC)

    – Регулировка полного привода

    – RPA: Индикатор повреждения шин

    – CBS: ТО по состоянию.

    Новые функции DSC:

    Готовность тормозной системы в экстренном случае за счет заблаговременного подведения тормозных колодок к дискам

    Заблаговременное подведение тормозных колодок к дискам сокращает время реагирования тормозов.

    При резком отпускании педали акселератора (уменьшение угла педали акселератора) тормозные колодки немедленно подводятся к дискам.

    Система DSC создает низкое тормозное давление, не вызывая ощутимого замедления автомобиля.

    Благодаря этому компенсируется зазор между тормозной колодкой и тормозным диском. Если в течение полусекунды не происходит торможение, заранее созданное тормозное давление вновь снижается. Заблаговременное уменьшение зазора тормозных накладок происходит при скорости движения более 70 км/ч.

    “Просушка тормозов” на мокром дорожном покрытии

    При “просушке тормозов” удаляется влага, которая попадает на тормозные диски во время дождя или при движении по мокрой дороге.

    При этом немного уменьшается зазор накладок тормозных колодок. Данная функция также сокращает время реагирования тормозов.

    В зависимости от сигнала датчика интенсивности дождя или положения переключателя стеклоочистителя DSC в циклическом режиме создает низкое тормозное давление. При этом не наблюдается ощутимого замедления автомобиля. Уменьшение зазора накладок тормозных колодок происходит в циклическом режиме. При этом регулярно удаляется влага с тормозных дисков. Частота и длительность уменьшения зазора тормозных накладок зависят от следующих факторов:

  • интенсивность дождя, например, учитывается выбранная скорость работы стеклоочистителя;
  • скорость движения выше 70 км/ч.

    Компенсация падения эффективности тормозов при нагреве

    Компенсация необходима из-за падения эффективности тормозов при высокой температуре тормозных дисков.

    Реагируя на подобное снижение эффективности тормозного механизма, DSC повышает тормозное давление, задаваемое водителем.

    Индикация при включении функции компенсации из-за очень высокой температуры тормозных дисков:

  • общая сигнальная лампа тормозной системы горит желтым цветом;
  • символ Check-Control на ЖК-дисплее в комбинации приборов горит желтым цветом
    (кроме E83).

    DSC распознает падение эффективности тормозов из-за сильного нагрева следующим образом: Система сравнивает фактическое замедление автомобиля с заданным значением с учетом тормозного давления на данный момент.

    DSC повышает тормозное давление до тех пор, пока не достигается заданного замедления, или все колеса не оказываются в диапазоне регулирования ABS. Процесс прекращается, если больше не происходит нажатие на педаль тормоза или скорость падает ниже определенного порога.

    Мягкая остановка при торможении до полной остановки (кроме автомобилей BMW 3-й серии с полным приводом и E83)

    Данная функция препятствует резкой остановке (помощь неопытному водителю).

    При торможении автомобиля до его полной остановки не происходит неприятных толчков (резкого наклона пассажиров вперед). Система DSC производит расчет момента предполагаемой остановки автомобиля по фактической скорости движения и фактическому значению замедления.

    Незадолго до полной остановки автомобиля происходит сброс тормозного давления задних колес с целью обеспечения возможно более плавной остановки.

    Данная функция активизируется только при незначительных значениях замедления, так как при высоких значениях замедления, например, в случае экстренного торможения, необходимо обеспечить кратчайший тормозной путь.

    Помощь при трогании с места

    При трогании с места на склоне требуется отпустить педаль тормоза и нажать на педаль акселератора. При этом функция помощи при трогании с места препятствует скатыванию автомобиля в следующих ситуациях:

  • движение в гору передним ходом;
  • движение в гору задним ходом.

    Для этого сохраняется необходимое для удержания автомобиля тормозное давление. Наклон дорожного полотна определяется датчиком продольного ускорения в ЭБУ DSC.

    На основании этого значения производится расчет необходимого тормозного момента и, соответственно, крутящего момента двигателя. После распознавания намерения водителя тронуться происходит сброс тормозного давления, как только фактический крутящий момент двигателя становится достаточным для того, чтобы автомобиль начал движение в нужном направлении. В случае приведения в действие стояночного тормоза данная функция деактивизируется. Если после отпускания педали тормоза в течение примерно 2 секунд не предпринимаются действия, указывающие на намерение начать движение, также происходит деактивизация данной функции.

    Уже известные функции DSC:

    DSC: система динамического контроля стабильности

    Текущий режим движения автомобиля распознается системой DSC посредством анализа сигналов датчиков.

    Данный режим движения сравнивается с помощью математической модели с рассчитанными заданными значениями.

    Благодаря этому нестабильные режимы движения распознаются уже в самом начале.

    При отклонениях, которые возникают относительно записанного в ЭБУ DSC набора данных для регулировки, автомобиль стабилизируется. Стабилизация (в физически возможных пределах) осуществляется с помощью снижения мощности двигателя и индивидуального подтормаживания отдельными колесами.

    Вмешательство DSC дополняет функции ABS и ASC.

    Функцию динамического контроля стабильности можно выключить клавишей DSC.

    ABS: Антиблокировочная система

    Антиблокировочная система (ABS) предотвращает блокировку колес при торможении.

    Преимущество: Короткий тормозной путь, автомобиль сохраняет направление движения и управляемость.

    Тормозное давление регулируется на всех колесах таким образом, чтобы каждое колесо проскальзывало относительно колодок в оптимальном режиме.

    При этом управление проскальзыванием осуществляется так, чтобы можно было передать максимальные усилия торможения и усилия, удерживающие от бокового увода.

    При выходе из строя одного датчика DSC или при неисправности шины (PT-CAN и шины CAN ходовой части) в рабочем состоянии остается только ABS. ABS выполняет работающую функцию безопасности, когда регулировка DSC уже невозможна.

    EBV: Электронная система распределения тормозных сил

    Электронная система распределения тормозных сил (EBV) является составной частью системы ABS. EBV управляет распределением тормозных сил между передними и задними колесами.

    Преимущество: Независимо от загрузки автомобиля достигается оптимальный тормозной путь при высокой устойчивости. Более равномерный износ тормозных накладок.

    При выходе из строя ABS функция EBV сохраняется как можно дольше.

    Для функции EBV необходимы сигналы, по крайней мере, от 2 датчиков угловых скоростей колес.

    CBC: Система контроля устойчивости при прохождении поворотов

    Система контроля устойчивости при прохождении поворотов (CBC) дополняет систему ABS. CBC повышает устойчивость при торможении в повороте (“характер кривой”).

    Преимущество: Оптимизация устойчивости при частичном подтормаживании во время прохождения поворотов.

    Распределение нагрузки на колеса при прохождении поворотов (уже при легком торможении) может привести к снижению устойчивости. CBC при необходимости создает при легком торможении вне диапазона регулировки ABS стабилизирующий момент.

    DTC: Система динамической регулировки тяги

    DTC является оптимизированным на тягу исполнением DSC для прохождения участков дороги с плохим покрытием.

    Система динамической регулировки тяги (DTC) обеспечивает более высокую тягу при некотором снижении устойчивости и поэтому рекомендуется для исключительных ситуаций. Исключительные ситуации, в которых целесообразно кратковременное включение DTC, могут быть следующими:

  • при раскачивании или при трогании с места по глубокому снегу или рыхлому грунту;
  • при движении на заснеженных уклонах, по снежной слякоти и неубранным дорогам;
  • при движении с цепями противоскольжения.

    Функция DTC соответствует функции DSC с несколько измененной стратегией управления.

    DTC можно активизировать путем отключения DSC (клавиша DTC). DTC с помощью воздействия на тормозной механизм реализует функцию обычной блокировки дифференциала. Тем самым, увеличивается крутящий момент на колесах, которые находятся на дорожном покрытии с более высоким коэффициентом трения.

    Преимущество: DTC улучшает тягу.

    Воздействия для стабилизации автомобиля (например, снижение мощности двигателя) осуществляются немного позднее, чем при DSC. В определенных ситуациях для стабилизации автомобиля от водителя требуется более интенсивное вмешательство в управление.

    ASC: Автоматическая система контроля стабильности

    Автоматическая система контроля стабильности (ASC) предотвращает пробуксовку колес при ускорении посредством вмешательства в работу тормозов и двигателя.

    Преимущество: повышение тяги и устойчивости.

    При различном зацеплении колес ведущей оси колесо, которое начинает пробуксовывать, подтормаживается. При необходимости также снижается мощность двигателя.

    MSR: Система регулировки тормозящего момента двигателя

    Система регулировки тормозящего момента двигателя (MSR) препятствует стремлению ведущих колес к блокировке на скользком дорожном покрытии. При переключении на пониженную передачу или при резком изменении нагрузки, особенно на дорожном покрытии с низким коэффициентом трения, возникает опасность блокировки ведущих колес тормозящим моментом двигателя.

    С помощью датчиков угловой скорости колес MSR распознает склонность к блокировке уже в самом начале. MSR немного прибавляет газ и тем самым уменьшает тормозящий момент двигателя.

    Преимущество: Таким образом, ведущие колеса сохраняют и в режиме торможения двигателем свои усилия, удерживающие от бокового увода.

    DBC: Система динамического контроля тормозной системы

    Динамический контроль тормозной системы (DBC) помогает при экстренном торможении, автоматически увеличивая тормозное давление.

    Преимущество: Минимальный тормозной путь в ситуациях экстренного торможения при регулировании ABS всех четырех колес.

    В аварийных ситуациях педаль тормоза часто нажимается недостаточно сильно. При этом не достигается диапазон регулировки ABS.

    Насос обратной подачи за счет увеличения тормозного давления приводит тормоза в диапазон регулировки ABS в следующих ситуациях:

    – при быстром нажатии на педаль тормоза с недостаточным усилием на педаль

    – при медленном нажатии на педаль тормоза и потребности в сильном замедлении, если одно колесо достигло предела регулирования ABS.

    Какое колесо блокируется первым, зависит от загрузки и коэффициента трения дорожного полотна.

    Типичны следующие ситуации:

    Когда исходя из дорожной ситуации сначала следует легкое торможение, а потом дорожная ситуация требует минимального тормозного пути.

    Система контроля устойчивости прицепа

    Система контроля устойчивости прицепа распознает вращение прицепа вокруг вертикальной оси. Система начинает функционировать при скорости примерно 65 км/ч, если подключено электрооборудование прицепа.

    Система динамического контроля стабильности (DSC) посредством датчиков DSC контролирует вращение автомобиля вокруг вертикальной оси.

    В случае превышения предельного значения раскачивания прицепа снижается мощность двигателя. Кроме того, система DSC автоматически производит притормаживание всех 4 колес.

    В случае деактивизации или неисправности DSC отключается также система контроля стабильности прицепа.

    HDC: Система курсовой устойчивости при спуске

    Система курсовой устойчивости при спуске (HDC) представляет собой автоматический круиз-контроль для движения под уклон на полноприводных автомобилях .

    HDC автоматически снижает скорость движения. Скорость движения снижается путем воздействия на тормозные механизмы всех четырех колес до скорости, немного превышающей скорость пешехода. Это обеспечивает стабильное движение под крутой уклон при скользком дорожном покрытии.

    HDC поддерживает эту скорость на неизменном уровне (все функции DSC при этом активны).

    С помощью педалей акселератора и тормоза или переключателей системы поддержания заданной скорости можно плавно изменять скорость движения в диапазоне определенных значений.

    > E60, E61

    HDC включается и выключается через центральный информационный дисплей (CID): меню “Settings” (Настройки) и подменю “Vehicle settings” (Настройки автомобиля).

    На заводе нижняя программируемая клавиша на многофункциональном рулевом колесе резервируется для HDC.

    > E83 и E90, E91, E92

    HDC включается и выключается отдельной клавишей в коммутационном центре в центральной консоли (SZM).

    Электронная система контроля замедления

    Электронная система контроля замедления (ECD = Electronically Controlled Deceleration) реагирует на команду активного круиз-контроля (ACC).

    Когда ACC требует торможения, DSC осуществляет его с помощью воздействия на все 4 дисковые тормозные механизмы (максимальное замедление 2,5 м/с 2 ).

    При движении под уклон и с выбранной скоростью движения ECD постоянно регулирует скорость до заданного значения с помощью автоматического воздействия на тормозные механизмы.

    При автоматическом торможении активизируются фонари стоп-сигналов в соответствии с законодательными предписаниями.

    Только начиная с замедления больше чем 1 м/с 2 , световой модуль активизирует фонари стоп-сигналов. При этом исключается частое и кратковременное включение фонарей стоп-сигналов.

    Регулировка полного привода

    Система динамического контроля стабильности (DSC) определяет заданное значение регулировки полного привода для xDrive. ЭБУ DSC рассчитывает степень блокировки дисковой муфты в раздаточной коробке.

    Заданное значение зависит от тенденций к избыточной или недостаточной поворачиваемости автомобиля и от пробуксовки колес. Заданное значение передается в блок управления раздаточной коробкой по шине PT-CAN.

    Блок управления раздаточной коробкой в свою очередь сообщает фактическую степень блокировки в ЭБУ DSC.

    ЭБУ DSC рассчитывает степень блокировки дисковой муфты следующим образом:

  • Предварительная установка = задаваемое водителем значение
  • Система регулировки динамики движения
  • Распознавание различных окружностей качения, описываемых колесами

    [подробнее см. SI Описание систем (SBT) 27 01 05 128]

    RPA: Индикатор повреждения шин

    Функция индикации повреждения шин (RPA) не является функцией регулировки динамики движения.

    Она встроена в ЭБУ DSC, так как для работы этой функции требуются 4 сигнала угловых скоростей колес.

    На основании 4 значений угловых скоростей колес система сравнивает отклонения линейных путей отдельных колес. Благодаря этому распознается снижение давления в шине.

    [подробнее см. SI Описание систем (SBT) 36 01 04 078]

    CBS: ТО по состоянию

    Функция CBS не относится к функциям регулировки динамики движения.

    Дословно CBS (Condition Based Service) означает “обслуживание по мере необходимости”. В рамках CBS предусмотрено техническое обслуживание по разным позициям, например, моторное масло, свечи зажигания и тормозные колодки.

    ЭБУ DSC отдельно рассчитывает остаточный пробег для передних и задних тормозных накладок.

    Для расчета используется также состояние датчика износа тормозных накладок (опорные точки при 6 мм и 4 мм).

    [подробнее см. SI Описание систем (SBT) 00 01 04 070]

    Управление

    > E60, E61, E63, E64 и E83
    Клавиша DTC в коммутационном центре в центральной консоли (SZM).

    > E90, E91, E92
    Клавиша DTC расположена между центральными соплами на панели приборов.

    Клавиша DTC имеет 2 функции, которые можно устанавливать нажатиями разной продолжительности.

    Нажатие клавишиФункцияПримечания
    короткое
    < 3 секунд
    Активизируется функция DTC.Загорается контрольная лампа DTC.

    Загорается сигнальная и контрольная лампа DSC.

    длинное
    > 3 секунды
    DSC полностью выключается.Загорается сигнальная и контрольная лампа DSC.

    Этот режим задуман для сервисной службы (например, на стенде для проверки тормозов).

    Примечание: Повторное включение DSC

    При новом коротком нажатии клавиши функция DSC снова активизируется. Сигнальная и контрольная лампа DSC гаснет (если нет неисправности системы).

    Если клавиша DTC удерживается нажатой более 10 секунд (например, сумочкой на центральной консоли), DSC распознает ошибку управления. Функция DSC остается активной и деактивизируется только после выключения и нового включения зажигания.

    Условия включения

    После каждого запуска двигателя DSC находится в состоянии готовности.

    Указания по сервисному обслуживанию

    При сервисном обслуживании выполнять следующие указания:

    – Общие указания: [подробнее …]

    – Диагностика: [подробнее …]

    – Кодирование/Программирование: [подробнее …]

    Оставляем за собой право на опечатки, ошибки и внесение изменений.

  • Как на практике ведет себя система автоматического экстренного торможения

    Наличие системы автоматического торможения, разумеется, не является гарантией того, что вы сможете избежать дорожно-транспортных происшествий. Более того, она не обладает скоростью человеческой реакции и не может принять во внимание все факторы, которые может учесть водитель. Так насколько же надежны автоматические системы торможения?

    Начнем с того, что первые автоматические системы были установлены на автомобили компании Volvo. Еще 10 лет назад их машины могли автоматически тормозить перед препятствиями, а также могли отличить транспорт от пешехода.

    Практически в то же время функция круиз-контроля трансформировалась в настоящий автопилот, наличие которого позволяет не держать руки на руле и просто наслаждаться поездкой. Однако стоит отметить, что полноценная работа данной функции возможна только при соблюдении ряда условий.

    Так, дорожная разметка должна быть четко прорисованной, знаки должны быть хорошо видны, а все дорожное пространство должно быть обустроено по международным нормам и правилам. В противном случае машина просто не поймет, в каком направлении ей нужно двигаться.

    Однако в контексте данной статьи мы разбираем не автопилот в целом, а только говорим о функции автоматического торможения. Основной целью создания подобных систем было повышение безопасности. Всем известно, что самыми частыми причинами возникновения аварийных ситуаций являются невнимательность участников дорожного движения и отсутствие своевременной реакции водителя.

    В теории, наличие системы автоматического торможения должно позволить хотя бы частично ослабить контроль над происходящим на дороге. Но это не совсем так.

    Практика показывает, что технологии, осуществляющие автоматическое торможение, не отличаются высокой надежностью. Не в любой ситуации система может затормозить так, чтобы сохранить целостность автомобиля. Предлагаем подробнее остановиться на специфике работы, достоинствах и недостатках современных устройств автоматического торможения.

    Видео о том, как работает AEB на автомобиле Volvo XC90:

    Как работает aeb на современных авто

    AEB максимально повышает эффективность применения тормозов при возникновении экстренной ситуации. Опытным путем было установлено, что система автоматического управления торможением позволяет примерно на 1/5 сократить тормозной путь. В некоторых случаях даже частичное уменьшение тормозного пути может помочь избежать столкновения либо облегчить тяжесть его последствий.

    Системы автоматического торможения подразделяют на два вида, однако в процессе функционирования они тесно взаимодействуют друг с другом:

    • автоматическое экстренное торможение (AEB);
    • технология помощи при экстренном торможении (BAS).


    Автоматическая система торможения AEB срабатывает при определенных условиях, создавая предельное или частичное тормозное давление без участия водителя.

    BAS, в свою очередь, повышает эффективность действий водителя при нажатии им на тормозную педаль, а именно помогает осуществлять предельное тормозное давление.

    1. Система автоматического экстренного торможенияСистема автоматического экстренного торможения

    Благодаря наличию вспомогательных устройств, о которых мы уже упоминали выше (радара, датчиков и т. д.), устройство автоматического торможения может своевременно реагировать на приближающийся автомобиль и предпринимать соответствующие действия. Если расстояние между потенциальными участниками аварии стремительно уменьшается, система реализует частичное или максимальное тормозное усилие, т. е. замедляет движение автомобиля или останавливает его. Таким образом, водитель может избежать столкновения.


    Работа аппаратуры автоматического торможения основана на взаимодействии двух технологий активной безопасности: устройства адаптивного круиз-контроля (контроль расстояния) и системы курсовой устойчивости (автоматическое торможение).

    Наиболее популярными системами автоматического экстренного торможения являются:

    • Pre-Safe Brake на автомобилях Mercedes-Benz;
    • Collision Mitigation Braking System, CMBS на автомобилях Honda;
    • City Brake Control на автомобилях Fiat;
    • Active City Stop и Forward Alert на автомобилях Ford;
    • Forward Collision Mitigation, FCM на автомобилях Mitsubishi;
    • City Emergency Brake на автомобилях Volkswagen;
    • Collision Warning with Auto Brake и City Safety на автомобилях Volvo;
    • Predictive Emergency Braking System, PEBS от Bosch;
    • Automatic Emergency Braking, AEB от

    Функционал вышеперечисленных систем не ограничивается одним экстренным торможением. Самыми распространенными дополнительными функциями являются: предупреждение водителя об опасности столкновения и активация устройств пассивной безопасности. Данные типы аппаратуры еще называют превентивными системами безопасности.

    2. Система помощи при экстренном торможенииСистема помощи при экстренном торможении

    В зависимости от механизма создания максимального тормозного давления системы помощи при экстренном торможении делятся на пневматические и гидравлические.

    Пневматические предназначены для эффективной работы вакуумного усилителя тормозов.


    Примерами таких устройств являются:

    • BA (Brake Assist), BAS (Brake Assist System), EBA (Emergency Brake Assist) на автомобилях Mercedes-Benz, BMW, Toyota, Volvo и др.;
    • AFU на автомобилях Renault, Peugeot, Citroen.

    К основным элементам конструкции пневматической системы относятся: датчик скорости перемещения штока вакуумного усилителя, электронный блок управления и электромагнитный привод штока.

    В большинстве случаев подобными устройствами комплектуются автомобили, на которых уже установлена ABS.

    Пневматическая система сработает в том случае, если скорость нажатия на педаль тормоза будет свидетельствовать о наступлении экстренной ситуации. Это контролируется датчиком скорости перемещения штока вакуумного усилителя, который также передает сигнал в электронный блок управления.

    В случаях, когда величина сигнала выходит за пределы нормы, электронный блок управления запускает электромагнит привода штока. Вакуумный усилитель, в свою очередь, дожимает педаль тормоза. Устройство экстренного торможения срабатывает до запуска системы ABS.

    Гидравлические системы обеспечивают максимальное давление жидкости в тормозной системе посредством использования механизмов устройства курсовой устойчивости.

    Примерами подобной аппаратуры являются:

    • HBA (Hydraulic Braking Assistance) на автомобилях Volkswagen, Audi;
    • HBB (Hydraulic Brake Booster) на автомобилях Volkswagen, Audi;
    • SBC (Sensotronic Brake Control) на автомобилях Mercedes-Benz;
    • DBC (Dynamic Brake Control) на автомобилях BMW;
    • BA Plus (Brake Assist Plus) на автомобилях Mercedes-Benz.

    Анализируя силу и скорость нажатия на педаль тормоза, система HBA делает вывод о наступлении чрезвычайной ситуации. Рабочими элементами ее являются: датчик давления, датчики частоты вращения колес, выключатель стоп-сигнала. При поступлении от индикаторов соответствующих сигналов электронный блок управления активирует насос обратной подачи, при помощи которого давление в тормозной системе достигает максимальных значений. Стоит отметить, что HBA срабатывает до начала действия ABS.

    В некоторых режимах работы транспортного средства (во время прогрева двигателя и т. д.) система HBB дублирует вакуумный усилитель тормозов. Ее функционирование возможно благодаря взаимодействию следующих элементов: датчика давления в тормозной системе, датчика разряжения в вакуумном усилителе и выключателя стоп-сигнала.

    Система SBC характеризуется высокой чувствительностью, поскольку в своей работе она учитывает большое количество различных параметров: скорость переноса ноги с педали газа на педаль тормоза, силу нажатия на педаль тормоза, особенности дорожного покрытия, направление движения и т. д.

    Автоматическая система торможения BA Plus измеряет расстояние до ближайшего автомобиля при помощи радаров системы Distronic. Если расстояние стремительно сокращается и опасность столкновения становится все более реальной, устройство уведомляет об этом водителя посредством подачи звукового сигнала.

    Критика системы автоматического торможения

    Критика системы автоматического торможения

    Эксперты считают, что автоматические системы торможения в современных авто нельзя назвать надежными. Дело в том, что стабильность работы датчиков зависит от нескольких факторов. Казалось бы, дорогое авто оснащено суперсовременной технологией, которая должна помочь избежать столкновения.

    Недостатков и недоработок у систем автоматического торможения достаточно много, но мы перечислим лишь основные из них:

    • по результатам испытаний было установлено, что даже самые прогрессивные системы автоматического торможения на автомобилях Volvo срабатывают лишь в 70 % случаев;
    • результаты тестов, проводимых при участии автомобилей Land Rover еще хуже, чем в предыдущем случае, и, кроме того, машины этой марки слишком тяжелые для безопасного торможения на большой скорости;
    • работа системы будет эффективной только в том случае, если скорость движущегося автомобиля не превышает 30 км/ч;
    • наибольшую пользу из применения данной технологии можно извлечь находясь в пробке, поскольку автомобиль с такой системой может легко снять с водителя обязанность постоянно нажимать на педали газа и тормоза;
    • в условиях стандартной эксплуатации автомобиля эффективность системы автоматического торможения оставляет желать лучшего, поскольку более точных и дальнобойных датчиков пока, к сожалению, просто не существует.

    Если разработчики смогут создать более точные блоки, которые будут контролировать изменения окружающей обстановки в диапазоне 100 или 200 метров, работа системы будет близка к идеалу. В настоящее время технология является не более, чем приятным бонусом, и ее наличие не дает никаких оснований для ослабления контроля за ситуацией на дороге.

    Мнения автовладельцев об автоматической системе торможения

    • Автоматизированная система работает

      «Два дня назад произошла со мной ситуация: я еду по дороге, передо мной в метрах пятнадцати едет автобус, а по левому ряду мое авто пытается медленно обогнать легковой автомобиль. Я решил проскочить между автобусом и легковушкой, вывернул руль, ускорился и услышал предупреждающий сигнал AEB. Уведомление я, конечно, проигнорировал, и через несколько секунд после него последовало замедление. Так я узнал, что система функционирует исправно».

    • Автоматическое торможение на КИА нужно доработать

      «Исправную работу AEB я наблюдал только днем. При этом технология распознает только взрослых пешеходов и может предотвратить столкновение, только если скорость движения авто не превышает 45 км/ч. Ночью система срабатывает не во всех экстренных ситуациях».

    • AEB на «Фокусе» нельзя назвать эффективной

      «Проводили эксперимент на «Фокусе»: ставили на пути авто картонные ящики. В трех из пяти раз AEB просто не сработала. Так что полагаться на эти автоматизированные системы я бы не советовал».

    • Системы автоматического торможения не для нашей страны

      «Системы экстренного торможения не могут полноценно функционировать в условиях российских дорог хотя бы потому, что все датчики быстро покрываются плотным слоем грязи».

    • Нельзя полностью полагаться на такие системы

      «Все автоматические системы управления авто приводят к излишней самоуверенности водителей… Многие считают, что можно ослабить контроль над ситуацией, и ездят крайне невнимательно. В итоге количество аварий только растет».

    • Я всем доволен

      «Мне очень нравится AEB на моем Volkswagen Toaureg! У меня там два радара в переднем бампере и камера. Несмотря на то, что сбои в работе системы периодически случаются, именно она несколько раз помогла мне избежать аварии».

    Пример работы системы экстренного торможения toyota


    В настоящее время 95 % автомобилей Toyota и Lexus оснащаются установками Pre-Collision Corp., которые по праву могут считаться образцами систем автоматического торможения.

    Работая в тандеме, эти устройства могут отличить машину от пешехода, а также определить особенности траектории сближения.

    Если скорость приближения объекта признается высокой, активируется первая фаза работы системы. На первом этапе водитель получает аудио и визуальное сообщение о вероятности столкновения. Если он игнорирует эти предупреждения, технология переходит во вторую фазу работы, оказывая давление на антиблокировочную тормозную систему.

    Отсутствие действий со стороны водителя является сигналом к активации третьей фазы, которая заключается в полной остановке транспортного средства.

    Система работает очень быстро и буквально за несколько секунд доходит до третьей фазы. Если мы говорим про автомобили Toyota, устройство предаварийной безопасности в них срабатывает, когда авто движется со скоростью не менее 10 км/ч и достигает максимальной скорости в случае столкновений с другими автомобилями или до 80 км/ч – с пешеходами.

    Устройство предаварийной безопасности помогает скоординировать действия водителя и избежать тяжелых последствий возможного столкновения, что обуславливает необходимость наличия подобной технологии, как на легковых, так и на грузовых автомобилях.

    Оцените статью
    Добавить комментарий